8 800 201-50-52
Пн-Пт с 10:00 до 19:00

Руководство СРО обратилось к представителям маркетинговой индустрии

 

В преддверии 75-летия Победы в Великой Отечественной войне первая в стране саморегулируемая организация в рекламной сфере – Ассоциация маркетинговой индустрии «Рекламный совет» (СРО «АМИ «РС») в лице своих руководителей обратилась к участникам рынка с пожеланиями быть достойными столь значимой даты.

В обращении, в частности говорится:

«Приближается знаменательная для нашей страны дата – 75-летие Победы в Великой Отечественной войне. Безусловно, определённая часть рекламодателей будет стремиться к тому, чтобы использовать кампанию по подготовке к событию, как и само событие, в целях продвижения своих товаров и услуг, нарушая при этом как нормы закона, так и элементарного приличия. … Хотелось бы выразить надежду, что представители рекламной индустрии в преддверии большого события будут особо бережно относиться к юбилейной символике в своих рекламных материалах и проектах, не  злоупотреблять символами Победы, образами воинов Советской Армии и ветеранов войны в целях продвижения собственной продукции или услуг. Со своей стороны были бы признательны, если бы вы информировали СРО об обнаруженных случаях злоупотребления и неэтичного использования символов Победы в рекламных кампаниях». 

(С полным текстом обращения читатели могут ознакомиться в конце данной публикации.)

***

С чем связано появление этого обращения? В нём приводится пример с рекламой магазина «24 Градуса», находящегося в Сургуте (Ханты-Мансийский автономный округ – Югра), и реакцией на неё общественности, а также выводы экспертов комитета по рассмотрению жалоб потребителей и обращений государственных органов, общественных организаций, служб мониторинга СРО «АМИ «РС». Расскажем об этом подробнее.

«Оскорбительно и недопустимо»

Рекламный плакат у входа в магазин «24 Градуса», попав в социальные сети, вызвал у пользователей массу отрицательных комментариев. Это не прошло мимо внимания СРО «АМИ «РС», регулярно проводящей мониторинги рекламы и реакции потребителей на неё. Секретариат ассоциации принял решение, чтобы сургутскую рекламу на соответствие российскому законодательству и нормам Кодекса рекламы и маркетинговых коммуникаций Международной торговой палаты (МТП) оценили эксперты комитета по жалобам.

Что же вызвало неудовольствие со стороны жителей Сургута и тех, кто познакомился с  рекламой в интернете?

На плакате, как видят наши читатели, использован хорошо известный кадр фотохроники времён Великой Отечественной войны 1941 – 1945 годов с элементами фотомонтажа. Также на нём изображены георгиевская ленточка и официальный логотип 75-летия Победы со словами «75 руб/литр».

Так вот, основные претензии высказывались связи с неуместным использованием символики Победы и Великой Отечественной войне в рекламных целях, в данном случае для продвижения алкоголя – пива, что, по мнению многих, является оскорбительным и недопустимым.

Всё  однозначно, но всё же...

Экспертам комитета по жалобам предложили ответить на четыре вопроса. Первый: допустимо ли подобное использование символов Победы, включая утверждённый логотип 75-летия Победы, в рекламе алкогольной и иной продукции? Второй: содержатся ли в данной рекламе оскорбительные и/или непристойные образы, сравнения и/или выражения? Третий: нарушает ли данная реклама нормы приличия, принятые в обществе? И, наконец, четвёртый: имеются ли в данной рекламе  нарушения требований закона о рекламе, а также норм, изложенных в Кодексе рекламы и маркетинговых коммуникаций МТП?

Подавляющее большинство экспертов посчитали рекламу нарушающей требования законодательства, при этом приводили следующие  аргументы. Обращение к теме 75-летия Победы в рекламе в подобном ключе недопустимо, оно нарушает этические требования. Реклама оскорбляет чувства граждан России, тем более в части сравнения 75-летия Победы с «75 руб/за литр пива». Использование логотипа Победы, георгиевской ленточки, известного военного фото только усугубляет нарушения законодательства. Кроме того, данную рекламу следует понимать как рекламу пива, его потребления, несмотря на то, что конкретный бренд не рекламируется, так как продавец товара (магазин «24 Градуса») в этом случае несомненно является объектом рекламирования. А использование настенных наружных конструкций для рекламы алкогольной продукции запрещено, нет здесь и пометки о вреде алкоголя. В рекламе, помимо прочего, минимум дважды нарушаются интеллектуальные права: обладателя прав на официальный логотип 75-летия Победы и на фотоизображение.

Но было несколько экспертов, значительное меньшинство, кто не увидел в рекламе нарушений. Приведём несколько характерных цитат:

«Мне неприятно видеть использование победной символики в алкогольном контексте, но я не вижу в этом нарушения законов»; «Победа – это память о погибших с одной стороны, это слава страны-победительницы – с другой, а с третьей – это праздник жизни во всех её проявлениях. Эксплуатация образа Победы мне не нравится. Но я не вижу нарушения закона»; «Непристойного образа не усматриваю, оскорбительного тоже»; «Явного нарушения, тем более оскорбления нет. Но всё же утверждённый логотип 75-летия Победы (если это действительно так) таким образом использовать нельзя».

Как видим, среди специалистов,  в отличие от пользователей соцсетей и жителей Сургута были и те, кто  воспринял рекламу не столь однозначно отрицательно. Тем не менее, подавляющим  большинством, комитет по жалобам СРО «АМИ «РС» констатировал: в рекламе магазина «24 Градуса» выявлены признаки нарушения части 4 статьи 2, частей 6 и 11 статьи 5, статьи 21 ФЗ «О рекламе», а также нарушения авторских прав на использование официального логотипа 75-летия Победы и фотоизображения.

Отметим, что с заключением экспертов были ознакомлены ФАС России, губернатор Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и глава администрации Сургута. Делом теперь занимается Ханты-Мансийское УФАС, а из администрации города ответили, что рекламодатель получил предписание демонтировать рекламный плакат и в отношении владельца рекламного места возбуждено административное производство. 

(Соб. инф.)