8 800 201-50-52
Пн-Пт с 10:00 до 19:00

АКАР: в целом российская рекламная индустрия преодолела докризисный уровень

 

Комиссия экспертов Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР) – члена саморегулируемой организации «Ассоциация маркетинговой индустрии «Рекламный Совет» подвела итоги развития рекламного рынка России за первое полугодие 2021 года.

Суммарный объём рекламы в средствах её распространения за вычетом НДС составил свыше 255 млрд рублей, что на 25% больше, чем в кризисном 2020 году и на 13% больше, чем в докризисном 2019 году. Таким образом члены комиссии экспертов констатируют, что в целом российская рекламная индустрия преодолела докризисный уровень. Поскольку отдельные сегменты рынка проходили кризис и посткризисную фазу крайне неравномерно, то приводятся данные в сравнении с данными аналогичного периода в 2019 и в 2020 годах.

Объём рынка региональной рекламы в средствах её распространения в январе – июне 2021 года

Комиссия экспертов АКАР провела оценку объёма регионального рекламного рынка России. В расчёт включены четыре медиасегмента (телевидение, радио, пресса и наружная реклама) и не учитывается московский региональный рекламный рынок. В посткризисный год российский региональный рекламный рынок превысил показатели кризисного 2020 года на 10%, а его объём преодолел отметку в 18 млрд рублей. Вместе с тем, отечественный региональный рынок пока всё ещё уступает около 14% уровню докризисного 2019 года.

* Для выделения региональной части в сегменте наружной рекламы используется следующий критерий: рекламодатели, размещающие рекламу в Москве, Санкт-Петербурге и ещё по меньшей мере в пяти городах-миллионниках, относятся к федеральной рекламе, остальные – к региональной.

***

Комментирует Сергей Веселов, вице-президент АКАР, сопредседатель комитета исследований, аудита и рекламных технологий и комиссии экспертов АКАР, директор по маркетинговым исследованиям аналитического центра НСК:

«Отечественный рекламный рынок уверенно вышел из кризиса. По итогам полугодия он вырос на 25%, но, что более важно, он увеличился на 13% к уровню докризисного 2019 года. По результатам второго квартала к соответствующему периоду 2020 год рост составил 48%, а ко второму кварталу 2019 года – 15%.

Вместе с тем, различные медиасегменты развивались крайне неравномерно. С одной стороны, наиболее пострадавшие во время кризиса сегменты вполне логично имели наиболее высокие темпы восстановления: по динамике в первом полугодии 2021 года сегменты радио и OOH (к первому полугодию 2020 года выросли, соответственно, на 31 и 39%) обогнали даже традиционно лидирующие телевидение и интернет (+20 и +27%). В минусе оказалась лишь печатная пресса, но если брать отдельно только второй квартал, то и у прессы здесь был рост на 29% (по полугодию падение на 9%). Но с другой – если сравнивать с докризисным периодом, то только ТВ и интернет продемонстрировали положительную динамику: бюджеты на телевидении увеличились к первому полугодию 2019 года на 9%, в интернете – на 25%. Сегмент Out of Home почти восстановился (–2% к 2019 году), а его основной подсегмент – наружная реклама – даже показал довольно уверенный рост в 5% (и головокружительные +42% к первому полугодию 2020 года после не менее головокружительного падения в кризис).

На телевидение и интернет по-прежнему приходится почти 90% всех рекламных бюджетов в стране и, скорее всего, этот тренд продолжит усиливаться и в дальнейшем. Вместе с тем, отдельные подсегменты в разных медиа демонстрируют завидную положительную динамику. И прежде всего здесь стоит сказать о Digital в наружной рекламе. Эксперты АКАР по предложению комитета наружной рекламы впервые официально озвучили объёмы и динамику данного подсегмента. По нашей оценке, на долю цифровой составляющей в наружной рекламе сегодня приходится около трети всех бюджетов по всему рынку и уже более половины по московскому. При этом высокая динамика рекламных бюджетов, привлекаемых цифровыми носителями в OOH, была показана не только к 2020 году (+54%), но и к 2019 (+42%). Сегодня бюджеты в DOOH уже сравнялись с радио и существенно превышают показатель прессы. Очень уверенный рост продолжает показывать и подсегмент тематических каналов: +25 и +28% соответственно к 2020 и к 2019 годам.

В то же время ситуация на отечественном рынке региональной рекламы выглядит не столь впечатляющей. Да, к 2020 году региональный рынок вырос на 10%, но докризисному 2019 году он всё еще уступает около 14%. При этом приятно отметить, что фактически все крупнейшие региональные рынки в 2021 году показали положительную динамику».

Объём крупнейших региональных рекламных рынков в январе – июне 2021 года

Рабочая группа по оценке объёмов региональных рекламных рынков в составе комиссии экспертов АКАР провела оценку объёмов 15 крупнейших городов-миллионников (за исключением Москвы) за первое полугодие 2021 года. В экспертизу включены четыре традиционных медиасегмента: телевидение, радио, пресса и наружная реклама. Суммарный объём региональных рекламных бюджетов в рассматриваемых городах составил за оцениваемый период около 11,6 млрд рублей за вычетом НДС. По отдельным городам динамика к первому полугодию 2020 года варьируется в широком диапазоне – от +4% до +27%.

Объём региональной рекламы в средствах её распространения в первом полугодии 2021 года (без учёта московского регионального рекламного рынка) 

* Без учёта локальной спонсорской рекламы.

Динамика объёма региональной рекламы в средствах её распространения в первом полугодии 2021 года (без учёта московского регионального рекламного рынка)

* Без учёта локальной спонсорской рекламы.

(По материалу АКАР)

Комиссия экспертов Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР) – члена саморегулируемой организации «Ассоциация маркетинговой индустрии «Рекламный Совет» подвела итоги развития рекламного рынка России за первое полугодие 2021 года.