В Москве состоялась организованная Союзом предприятий печатной индустрии (СППИ ГИПП, входит в саморегулируемую организацию «Ассоциация маркетинговой индустрии «Рекламный Совет») конференция «Трансформация детских печатных СМИ в XXI веке: от прессы к мультипликации. Новые технологии, новые вызовы, новые перспективы».
Участники конференции обсудили состояние и тренды развития детской периодики в России, использование новых технологий взаимодействия издателей и читателей детских СМИ, а также вопросы поддержки детского чтения и детских и юношеских изданий.
«Контент СМИ XXI века завтрашнего дня: развитие детских периодических изданий на базе внедрения новых технологий» – с таким докладом выступила Елена Шитикова, главный редактор издательства «Планета». Она отметила, что сегодня издатель – это одновременно и творец, и менеджер, и нужно учиться находить компромисс между этими видами деятельности. Она посоветовала издателям не замыкаться внутри своих журналов или газет, а двигаться по всем направлениям, «вести детей в офлайн». Надо встречаться с детьми и родителями, создавать клубы по интересам, идти в кружки, студии, активно взаимодействовать с их руководителями, проводить мастер-классы. Редакции должны стать центрами этих активностей, и это обязательно увеличит аудиторию изданий.
Марина Танцырева, главный редактор журнала «Чердобряк» и детского детективного вестника «Агентство «Филчер», поделилась своими мыслями о том, что такое качественное детское СМИ. По её мнению, у детской прессы два серьёзных конкурента: интернет и хорошие детские книги. Интернет учит динамичности и новизне, поэтому детская пресса постоянно должна меняться. Хороший журнал всегда развивается, ведёт поиск новых авторов и сохраняет бережное отношение к читателям.
Регина-Мария Похорская, заместитель главного редактора федеральных изданий «STOP-газета» и «Добрая дорога детства», в докладе «Цифровая трансформация детских изданий: каким будет рынок, производство и дистрибуция контента» отметила, что развитие цифровых технологий существенно снижает объём продаж печатных изданий. Кроме этого есть запрос на экологию. Не обязательно отказываться от печати, но переход на цифру для печатных изданий неизбежен. На этом пути основными проблемами она считает консерватизм, систему принятия решений и внутреннюю конкуренцию. Кроме того, из-за увеличения количества информации растёт дефицит внимания у читателей.
Татьяна Жукова, президент Ассоциации школьных библиотекарей русского мира (РШБА), главный редактор журналов «Школьная библиотека», «Читайка», в докладе «Консолидация детских СМИ по продвижению друг друга и взаимодействию с детскими и школьными библиотеками» рассказала о совместном проекте РШБА и СППИ ГИПП. На специальной вклейке отраслевой журнал «Школьная библиотека» познакомит библиотекарей с детской прессой – изданиями, которые в разные годы удостаивались дипломов победителей Всероссийского конкурса детских СМИ «Волшебное слово». Татьяна Жукова отметила, что рано сбрасывать со счетов печатные детские издания. И надо понимать, что электронные издания – это более сложная работа мозга и что с экрана хорошо читают только те, кто хорошо читал печатные издания.
Алексей Ходорыч, директор по детским проектам издательства «Открытые системы» (издания для детей «Классный журнал», «ПониМашка», анимационная студия «Пониматика»), выступил с докладом «Детская периодика 2022: актуальное положение и новые вызовы для индустрии». Он рассказал о работе своего издательства, отметив, что это не только выпуск уже полюбившихся печатных изданий, но и, например, успешное развитие проекта анимированных видео «Литературная одиссея», который помогает школьникам по-другому взглянуть на классические литературные произведения и на их авторов.
Елена Талалаева, редактор журнала «Большая переменка» (Белгород) привезла с собой не только журналы и книги издательства, но и развивающие настольные игры для детей, в очередной раз проиллюстрировав основную тему конференции: детские издательства – это не только печатные СМИ.
Завершила конференцию директор Института издательского дела и журналистики Московского политехнического университета Екатерина Хохгорская, которая рассказала, что многие школьники увлечены сегодня медиа. И это увлечение активно поддерживается правительством Москвы: успешно реализуется проект «Медиакласс в московской школе», в котором принимают участие ведущие московские вузы, в числе которых и Мосполитех, и 155 столичных школ.
(По информации пресс-службы СППИ ГИПП)