8 800 201-50-52
Пн-Пт с 10:00 до 19:00

Эксперты АРИР наглядно воссоздали ландшафт рынка аудиорекламы

 

Тенденция, характерная для всего рынка аудиорекламы (Digital Audio Ad), – движение в сторону технологичности. Появляются инструменты глубокой аналитики, новые интерактивные механики и форматы, от нативных интеграций в подкасты до голосовых помощников. Как устроен современный рынок аудиорекламы? Эксперты Ассоциации развития интерактивной рекламы (АРИР, входит в саморегулируемую организацию «Ассоциация маркетинговой индустрии «Рекламный Совет») наглядно воссоздали его ландшафт, чтобы упростить клиентам поиск партнёров и сервисов, выпустив путеводитель по рынку. 

В 2022 году Digital Audio Ad удалось избежать сильного падения бюджетов за счёт притока слушателей в онлайн и разнообразия контента, в котором возможно продвижение. На устойчивость повлияла и активность заказчиков: многие тестировали инновационные площадки и переключались на онлайн-радио и музыку. Как отмечает Михаил Ильичёв, сопредседатель комитета по аудиорекламе АРИР и генеральный директор компании «Звук», аудиореклама в интернете стала естественной альтернативой для брендов, столкнувшихся с дефицитом инвентаря OLV и других форматов на фоне ухода международных игроков. В результате, по оценке АРИР, объём сегмента в прошлом году составил 632 млн рублей. 

По словам Эдуарда Рекачинского, сопредседателя комитета Audio Ad АРИР и генерального директора сейлз-хауса онлайн-аудиорекламы Unisound, рынок отлично развит и сформирован преимущественно локальными игроками как со стороны издателей, так и со стороны технологий и селлеров. Именно эта сохранившаяся богатая структура и широкая аудитория привлекают бренды в сегмент Digital Audio Ad. 

«Благодаря сохранению экосистемы и технологичному стеку аудиореклама не потеряла в объёмах за последний год и заложила уверенность в росте в следующих периодах. Кроме того, размер и динамика инвестиций в рекламу на радио также являются индикатором для прогноза роста рекламы в онлайн-аудио. Ведь это значит, что рекламодатель в России не экспериментирует с аудиорекламой, а использует её в качестве основных форматов продвижения»,

– отмечает Эдуард Рекачинский. 

Карта АРИР

Карта включает в себя более 120 игроков и отражает позиции основных участников в цепочке создания и дистрибуции аудиорекламы. Экосистема разделена на пять больших блоков. В блок Buyers вошли агентства и коммуникационные группы, совершающие закупку размещений аудиороликов; к Sellers отнесены Online Audio Sellers и Audio Ad Networks. Первые продают инвентарь в онлайн-аудио от лица издателей, вторые объединяют в сеть сразу несколько площадок разных издателей с аудиорекламой; в категории карты Data присутствуют платформы управления данными DMP и компании, отвечающие за исследования и мониторинг аудиообъявлений; в блоке Tech представлены игроки, которые размещают таргетируемые аудиоролики в онлайн-среде и интегрируют технологию голосовой реакции на рекламу; в самом большом блоке карты, Publishers, находятся площадки, где аудитория получает аудиоконтент: это музыкальные сервисы, онлайн-радио, подкасты и аудиокниги, социальные сети и медиахолдинги.

Digital Audio – не новый канал, но эксперты фиксируют сильные изменения в характере его использования. Если раньше компании ограничивались брендингом, то теперь они приходят в аудио и за performance-проектами.

«Клиенты обращаются к аудио преимущественно с имиджевыми задачами, но растёт спрос и на интерактив, вовлечённость, конверсию. В этом ключе у участников рынка стриминга и онлайн-радио достаточно инвентаря и экспертизы. Особенным потенциалом обладают голосовые технологии: разговор слушателя с аудиорекламой уже доступен в некоторых объёмах, но вовлечение большего количества игроков отрасли, в том числе операторов голосовых ассистентов, выведет рекламу с голосовой реакцией из разряда спецпроектов в более охватный и общедоступный инструмент продвижения»,

– полагает Михаил Ильичёв.

«Отдельную популярность получили brandformance-кампании, в которых применяются разные форматы: аудиоролики с кликабельными компаньон-баннером, дисплейная реклама после прослушивания ролика (ремаркетинг) и креативы с возможностью открывать ссылку голосовой командой. В целом, за год аудиореклама приобрела новые инструменты и практики. Требования по части интерактивности рекламы, глубокая оценка brand- и performance-метрик помогли совершенствовать возможности аналитики. Канал стал эффективнее и прозрачнее, а значит, выросла и его конкурентоспособность»,

– добавляет Эдуард Рекачинский.

Платформы дистрибуции контента

Музыкальные сервисы. Музыкальные стриминги считаются самым крупным типом издателей в Audio Ad. После ухода Spotify, ограничений Apple Music и YouTube Music, их слушатели перешли на аналогичные российские платформы: «Звук», «Яндекс Музыка», «VK Музыка», МТС Music.  

Онлайн-радио. В радио набирают обороты специальные проекты, которые предполагают диалог со слушателями сразу в нескольких средах: в классическом эфире, на сайтах радиостанций, в социальных сетях и мобильных приложениях, что делает кампанию бесшовной и охватной. По данным Mediascope, в 2022 году 38% аудитории радио слушали его онлайн, и эта доля продолжает увеличиваться. Онлайн-прослушивание растёт во всех возрастных группах, но самая высокая динамика наблюдается среди людей 35 – 54 и 55+ лет.

Аудиокниги и подкасты. Аудиокниги регулярно слушает около трети (33%) россиян, по данным Mediascope. Из них 15% покупают подписку на сервис прослушивания книг, 13% оплачивают отдельные аудиокниги. Что касается подкастов, интерес для клиентов представляют коммерческие интеграции в шоу или запись партнёрских выпусков, как следует из обзора АРИР. Кроме того, в ближайшем будущем этот формат сможет предложить клиентам размещение таргетированных вставок онлайн-аудиорекламы. В подкастах у слушателей ещё не сформировалась резистентность к объявлениям, а спектр жанров контента, включая нишевые тематики, расширяется. 

По мнению Антона Маслова, руководителя рабочей группы АРИР по подкастам и генерального директора подкаст-компании «Гласно», рекламная активность российских брендов в подкастах будет расти: 

«Поскольку подкасты дают возможность воздействовать на аудиторию в более личной и эффективной форме, они будут всё более значимы для маркетологов и клиентов. Бизнес будет чаще экспериментировать с механиками подкаст-рекламы, а значит, интеграции будут более креативными и контекстуальными. Появится больше сервисов и проводников в этот мир, которые будут предоставлять услуги по размещению и продвижению аудиоконтента и рекламы. Это поможет брендам быстрее находить покупателей, а авторам подкастов позволит получать больше дохода от своих проектов».  

Предпочтения слушателей подкастов продолжают меняться. Сейчас им интересны разные темы, от поп-культуры и развлечений до бизнеса, науки и образования. При этом аудитория стала более требовательна к продакшну.

«Чтобы привлечь её внимание, необходимо предлагать уникальный контент, следовать высоким стандартам качества звука и подачи информации. Также ценятся уникальные истории, эксклюзивный материал и глубокие аналитические обзоры. Людям важно, чтобы подкасты были информативными, увлекательными, но в то же время оставляли место для импровизации, личной ноты и авторской манеры рассказа»,

– комментирует Антон Маслов.

Посмотреть карту АРИР можно здесь.

(По материалу АРИР)

Тенденция, характерная для всего рынка аудиорекламы (Digital Audio Ad), – движение в сторону технологичности. Появляются инструменты глубокой аналитики, новые интерактивные механики и форматы, от нативных интеграций в подкасты до голосовых помощников.