В Москве в рамках восьмого Национального рекламного форума состоялся второй Саммит по взаимодействию коммуникационной индустрии с органами государственной власти (его анонсировал «Рекламный совет», см. здесь). Тема: «Коммуникации в экономике и экономика коммуникаций».
Мероприятие было организовано по инициативе Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР, входит в саморегулируемую организацию «Ассоциация маркетинговой индустрии «Рекламный Совет»). В форуме участвовали представители министерств и других органов госвласти, депутаты Госдумы, топ-менеджеры ведущих деловых объединений и институтов развития, руководители и эксперты крупнейших индустриальных ассоциаций и объединений.
Федеральную антимонопольную службу (ФАС) России на саммите представляла заместитель руководителя ведомства Карина Таукенова. В своём выступлении она сообщила, что больше половины выданных регулятором предупреждений по устранению нарушений в сфере наружной рекламы уже исполнено. Ранее, как напомнила спикер, ФАС России поручила территориальным органам усилить контроль за соблюдением органами власти антимонопольного законодательства при размещении и эксплуатации рекламных конструкций. Управления выдали 349 предупреждений в отношении 1 187 рекламных конструкций. 205 предупреждений в отношении 717 рекламных конструкций исполнены. Также возбуждено 28 дел о нарушении органами власти антимонопольного законодательства в отношении 132 рекламных конструкций.
Карина Таукенова отметила, что, несмотря на эффективность антимонопольных мер, профилактическая работа продолжается. ФАС России проанализировала актуальное состояние правоприменения в сфере наружной рекламы в регионах и направила их главам рекомендации по предотвращению и профилактике незаконной установки и эксплуатации рекламных конструкций. Они включают примеры выявленных нарушений, а также положительные практики региональных властей. Среди них – внедрение интерактивных схем размещения рекламных конструкций и создание системы мониторинга за законностью их размещения. Реализация подобных положительных практик и информирование уполномоченных органов о нарушениях в сфере наружной рекламы будут способствовать развитию добросовестной предпринимательской среды в регионах, а также увеличению поступлений в бюджеты всех уровней.
Также замруководителя службы в своём докладе сообщила, что вступившие в силу изменения в закон о рекламе, касающиеся части 3 статьи 28, способствовали снижению количества нарушений в рекламе кредитов. Тем не менее, совершенствование законодательства в финансовой сфере продолжается.
Карина Таукенова отметила усиление трендов саморегулирования и сорегулирования, когда нормы государственного регулирования дополняются актами саморегулирования отрасли. Практическим воплощением такой самоорганизации является подписание Российского кодекса практики рекламы и маркетинговых коммуникаций. Также служба предложила подготовить Общие принципы добросовестных практик блогеров при размещении рекламы в странах СНГ. Принципы разработаны в рамках Координационного совета по рекламе при Межгосударственном совете по антимонопольной политике стран СНГ и призваны обеспечить саморегулирование рынка.
В завершение своего выступления Карина Таукенова привела статистику выявленных нарушений в сфере рекламы за 2024 год. Всего в первом полугодии ФАС России возбудила 1 730 дел по признакам нарушения законодательства о рекламе. Наибольшее количество нарушений служба установила при распространении рекламы по сетям электросвязи (33,64% всех выявленных нарушений), а также в рекламе финансовых услуг (14,74% нарушений). При этом недостоверная реклама и реклама, вводящая в заблуждение, суммарно составляют около 17% нарушений, и по-прежнему выявляется незначительное количество неэтичной рекламы (примерно 1% от всех нарушений).
(Соб. инф. по сообщению пресс-службы ФАС России)