8 800 201-50-52
Пн-Пт с 10:00 до 19:00

Издатели настроены оптимистично

 

Комитет паблишеров Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР, входит в саморегулируемую организацию «Ассоциация маркетинговой индустрии «Рекламный Совет», СРО «АМИ «РС») совместно с ещё одним членом СРО «АМИ «РС» – Союзом предприятий печатной индустрии (СППИ ГИПП) и пресс-центром «АиФ» провели в Москве пресс-конференцию по объёмам рекламных доходов издателей и паблишеров в 2023 году. Участники встречи также дали прогнозы на 2024 год. 

Модерировала дискуссию Елена Заграничная, сопредседатель комитета паблишеров АКАР, директор по закупкам прессы ГК «Родная речь». С приветственным словом выступил Валентин Смоляков, первый вице-президент АКАР, член правления СРО «АМИ «РС». Он рассказал о новом подходе в оценке объёма маркетинговых услуг и подчеркнул, что сегмент показал положительную динамику в 2023 году, увеличившись на 10% по сравнению с 2022 годом, превысив 109 млрд рублей. По итогам 2023 года объём издательского бизнеса составил 25,4 млрд рублей. Несмотря на то, что сегмент печатной прессы сократился на 4%, суммарно рынок паблишеров вырос на 10% по сравнению с 2022 годом. Оценка не учитывает нативную рекламу и спецпроекты – эксперты находятся в поиске инструментов верификации этих данных. 

В пресс-конференции приняли участие: Алексей Иванов, генеральный директор «ИМ медиа», президент СППИ ГИПП; Наталья Веснина, генеральный директор Independent Media; Анна Шашлова, первый заместитель генерального директора ИД «Комсомольская правда»; Анна Брук, коммерческий директор ИД РБК; Екатерина Бухтиярова, коммерческий директор Forbes; Павел Мирошников, исполнительный директор СППИ ГИПП, член правления СРО «АМИ «РС»; Ксения Скорова, директор  по рекламе ИД «Толока»; Евгения Бородина, маркетинг-директор ИД «Аргументы и факты».

Спикеры презентовали результаты работы своих компаний в 2023 году. Отдельно они отметили потенциал нативной рекламы и спецпроектов как растущего тренда на рынке. Участники встречи также обсудили изменения в наборе игроков и товарных категорий в принте и диджитале. Эксперты предположили, какие изменения ждут рынок в 2024 году, и поделились своими планами по развитию в ближайшем будущем. 

Алексей Иванов отметил рост доходов издателей как в диджитал, так и в традиционном принте, несмотря на потери, который понёс принт в связи с сокращением инвентаря и уходом западных игроков в 2022 году. Однако эти потери практически не задели сегмент масс-маркета, который продолжает успешно развиваться как за счёт рекламных доходов, так и за счёт продаж тиражей.

Наталья Веснина заметила, что 2023 год стал для Independent Media годом испытания на прочность:

«Мы перезапустили шесть брендов плюс и потеряли 70% рекламодателей, 50% рекламодателей мы заменили новыми из абсолютно неэндемичных для нас сегментов. В результате рост в диджитал составил 65% и на 14% вырос принт, что существенно выше рынка. Рост доходов от спецпроектов составил 98%».

Анна Шашлова поддержала подход, при котором учитываются все составляющие издательского бизнеса. Этот бизнес прежде всего генерирует контент, который потом распространяется, особым образом упаковываясь на разных носителях. Рост диджитал-рекламы в ИД составил 33%. Доля нативной рекламы и спецпроектов в «Комсомольской правде» продолжает расти и составляет сегодня 49%, более того, доля натива и спецпроектов в принте возросла до 79%.

Анна Брук отметила, что РБК тоже удалось отыграть падение 2022 года, рост в целом по холдингу составил 24%, при этом принтовые продукты, которые развиваются как неотъемлемая часть экосистемы РБК, показали в 2023 году феноменальный рост в 32% именно за счёт работы с контентом (спецпроекты, нативная реклама, пиар).

Ксения Скорова сказала, что диджитал-составляющая в ИД «Толока» сопоставима с рынком, а пресса показала рост 12%, при этом отметив тенденцию в изменении подачи рекламных материалов с использованием QR-кода или акции на конкретный товар, что позволяет отслеживать рекламодателям эффективность размещённой рекламы, влияние на продажи.

Екатерина Бухтиярова отметила, что Forbes ставит задачей возвращение к уровню успешного 2021 года, при этом заметив, что произошли существенные изменения в портфеле ведущих игроков: на лидирующие позиции вышла категория «недвижимость» с долей 28% взамен ушедших традиционных часов и ювелирных изделий.

Евгения Бородина подчеркнула, что «АиФ» закончили 2023 год с показателем +15%. Средняя аудитория одного номера в городах с населением 100 тысяч минус насчитывает 3,7 млн человек. Несмотря на экономические сложности, аудитория продолжает платить рублём за печатный контент, чем сегодня больше не может похвастаться ни одно СМИ.

Павел Мирошников при этом заметил, что «айсберг издательского бизнеса поднимается всё выше». Новая методика оценки рынка показала объединённый доход издателей от своих принтовых и диджитал-ресурсов. При этом пока ещё не учитываются данные по нативной рекламе и спецпроектам, но они уже дают по экспертной оценке 10 ведущих ИД 4 млрд 340 млн рублей дополнительно, что составляет 17% и в сумме приближает оценку сегмента «издательский бизнес» к 30 млрд рублей. Издатели активно работают над методикой и инструментарием верификации этих доходов, и в том числе рассматривают перспективу оценки других направлений своих доходов от коммуникации с читателями и потребителями контента, в частности от проведения мероприятий и ивентов.

Говоря о прогнозах на 2024 года, все издатели были весьма оптимистичны и настроены как минимум повторить результаты 2023 года, а как максимум – ещё более увеличить доходы с учётом всех составляющих издательского бизнеса – принта, диджитал и прочих активностей: спецпроектов, нативной рекламы, конференций, мероприятий и пр. 

(По информации СППИ ГИПП)

Комитет паблишеров Ассоциации коммуникационных агентств России совместно с ещё одним членом СРО «АМИ «РС» – Союзом предприятий печатной индустрии (СППИ ГИПП) и пресс-центром «АиФ» провели в Москве пресс-конференцию по объёмам рекламных доходов издателей и паблишеров в 2023 году. Участники встречи также дали прогнозы на 2024 год.