Кадровый голод встречается во многих сегментах сферы коммуникаций. Чтобы выявить причины и найти пути решения этой проблемы, Аналитический центр Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР, входит в саморегулируемую организацию «Ассоциация маркетинговой индустрии «Рекламный Совет»), Ассоциации развития интерактивной рекламы (АРИР) и Российской ассоциации маркетинговых услуг (РАМУ) провёл опрос среди студентов российских вузов о барьерах, с которыми они сталкиваются на пути развития в рекламной индустрии. Исследование было инициировано экспертами трёх ассоциаций.
Желание строить карьеру в рекламной индустрии
Почти четверть студентов (22,8%) не планируют искать работу в рекламе после завершения обучения. Основная причина – отсутствие интереса, её указали 63,8% опрошенных. 77,2% студентов хотели бы развиваться в рекламной сфере. Большинство респондентов рассматривают творческие позиции: 58% стремятся попасть в креативную индустрию, а 54% – в PR.
Внутри рекламной отрасли студентам наиболее интересно направление создания и распространения контента (40,5%). Помимо этого, популярными сферами являются образование и наука (20,3%), а также IT и технологии (19,9%).
Практически одинаковая доля респондентов желает развиваться в специализированных рекламных организациях (40,1%) и рекламных агентствах (42%). Большая часть студентов (61,5%) хотела бы присоединиться к креативной команде. Также среди опрошенных популярны отделы PR (38,7%) и медиабаинга (32,6%). Маркетинговые услуги и медиапланирование привлекают 27,7% и 27,3% студентов соответственно.
На стороне клиента предпочитают работать 15,6% респондентов. Inhouse-позиции привлекают студентов условиями труда (57,4%), возможностями карьерного роста (47,3%), лучшей оплатой (36,5%). Опрошенные хотели бы заниматься развитием и продвижением рекламных продуктов (62,8%), управлением рекламными компаниями (43,9%) и руководством командой специалистов по рекламе (35,8%). Кроме того, респондентам интересно стратегическое планирование рекламных мероприятий (33,8%), а также исследование рынка и конкурентов (23,6%).
Знания о рекламной индустрии и необходимые навыки
Больше половины опрошенных (57,1%) уверены, что для успешной работы на стороне клиента необходимы знание основ и понимание целевой аудитории. Также высоко ценятся опыт работы с различными каналами рекламы (39,5%) и умение анализировать конкурентов (38,8%). Тайм-менеджмент является одним из наиболее востребованных навыков по мнению 37,4% опрошенных.
Большинство респондентов (51%) знакомы с общей ситуацией на рынке, включая основные тренды и структуру индустрии. Чуть меньше опрошенных (46,9%) осведомлены о ключевых процессах рекламной деятельности.
Респондентам не хватает знаний о компетенциях, необходимых для работы в рекламной индустрии (51,5%). Также востребована информация об условиях работы и ситуации на рынке труда – об этом заявили 48,7% студентов.
Наиболее интересными рынками для применения профессиональных знаний опрошенные считают социальные сети (44,5%). Одежда, обувь, аксессуары (38,6%) и музыка, аудио, видео, книги (36,1%) также находятся в числе лидеров. Туризм и путешествия (28,5%) и игры (27,2%) занимают значительную долю в предпочтениях респондентов.
Поиск работы
Половина студентов (51,5%) не ищут работу – по большей части (42,4%) из-за желания в первую очередь закончить учебу. Примерно равные доли (по 16%) не имеют финансовой необходимости, не определились с карьерой или наоборот уже проходят стажировку. 8,5% опрошенных заявили, что предлагаемые вакансии не соответствуют их ожиданиям.
Среди тех, кто ищет работу, самым распространённым методом отбора вакансий (84,3%) являются специализированные сайты, например hh.ru. Практически половина респондентов (49,4%) обращается к соцсетям и мессенджерам. Стажировки также остаются важным ресурсом для получения работы – их упомянули 36,8% респондентов.
На старте карьеры студенты ожидают получать заработную плату в диапазоне 20 – 50 тысяч рублей (30,4%) и 50 – 70 тысяч рублей (30,5%). На оклад свыше 100 тысяч рублей рассчитывают около 18,4% опрошенных.
Спустя год работы большинство (около 48,6%) надеется, что их зарплата превысит 100 тысяч рублей. Треть (30,6%) ожидает, что их доход вырастет до 70 – 100 тысяч рублей.
Ожидания студентов после 3 – 5 лет работы сосредоточены в диапазонах 100 – 130 тысяч рублей (17,6%), 130 – 150 тысяч рублей (21%) и более 150 тысяч рублей (45%). Спустя 5 лет почти половина опрошенных (49,5%) хотела бы получать зарплату свыше 200 тысяч рублей. Также высоки ожидания в диапазонах 150 – 200 тысяч рублей (20,9%) и 130 – 150 тысяч рублей (13,7%).
Самый подходящий курс, начиная с которого, по мнению 37,3% студентов, можно совмещать работу и учёбу без ощутимого ущерба для успеваемости, — это третий курс бакалавриата или специалитета. Начинать карьеру на втором курсе считают приемлемым 21,3% респондентов. Значительно меньшая доля опрошенных (13,1%) отвечает, что начинать работать стоит уже с первого курса бакалавриата. Всего 11,7% студентов уверены, что работу и учёбу невозможно совмещать без падения успеваемости.
***
В исследовании приняли участие 1 400 студентов ПНИПУ (21,9%), НГПУ (11,5%), НИУ ВШЭ (9,6%), СПБГУКиТ (8,1%) и других российских университетов. Большая часть опрошенных (62,9%) получают образование по специальности «реклама и связи с общественностью». Большинство – студенты бакалавриата (91,8%). География исследования охватывает такие города, как Москва (24,9%), Краснодар (21,8%), Ставрополь (9,2%), Санкт-Петербург (9,7%) и другие.
Изучить результаты опроса
(По информации АКАР)