Входящая в саморегулируемую организацию «Ассоциация маркетинговой индустрии «Рекламный совет» Ассоциация развития интерактивной рекламы IAB Russia представляет первую карту отечественного рынка подкастов.
Эксперты рабочей группы по подкастам IAB Russia впервые сформировали экосистему сегмента, которая отражает процесс создания, дистрибуции и монетизации подкастов. Рынок подкастов давно перестал быть стихийным и состоять исключительно из авторов-энтузиастов. Сейчас созданием подкастов занимаются продакшн-студии, основанные самими подкастерами, и медийные компании, а во многих агентствах уже есть предложения по размещению рекламы в подкастах. Но несмотря на то, что рынок в принципе не новый, его структура стала формироваться относительно недавно. Поэтому эксперты рабочей группы IAB Russia создали экосистему, благодаря которой не только рекламодатели, но и авторы и агентства смогут понять механизм создания контента и дальнейшие возможности по его монетизации и размещению рекламы в нём.
На карте участники рынка разделены на блоки: в верхней части представлены игроки, которые непосредственно создают контент: частные продакшн-студии, занимающиеся производством и продюсированием подкастов «под ключ», и медийные компании. Далее представлены те игроки рынка, которые специализируются на монетизации контента: подкаст-сети и агентства. В нижней части документа размещены компании и сервисы, которые соприкасаются с аудиторией и занимаются дистрибуцией аудиоконтента. В целом экосистема отражает движение денежных средств внутри рынка от рекламодателей к аудитории.
Антон Маслов, руководитель рабочей группы IAB Russia по подкастам, креативный продюсер подкаст-студии SoundStream, автор подкаста «Искусство ошибаться», комментирует:
«2020 год стал важной вехой в развитии подкастов и немузыкального аудиоконтента в России. С одной стороны, мы наблюдали за распространением оригинальных подкастов от крупных цифровых сервисов и классических брендов, созданием новых подкаст-студий с внушительными клиентскими кейсами, а также запуском контент-разделов с подкастами не только на стриминговых сервисах, но и в сервисах с абсолютно альтернативным аудиоконтентом. С другой стороны, происходит стремительная самоорганизация самого коммьюнити креаторов: появляются индустриальные СМИ о подкастах, минувшим летом состоялся первый русскоязычный фестиваль подкастов «Слыш», и значительно возросла активность самих авторов и продюсеров подкастов в медиапространстве. Однако несмотря на всё внимание к формату со стороны всех участников медиарынка, мы всё ещё, одновременно и к счастью, и к сожалению, далеки от реализации всего коммерческого потенциала, которым обладают подкасты и как самостоятельная единица контента, и как ещё один доступный формат для размещения аудиорекламы. Практически каждый год, выпуская карту рынка, мои коллеги из комитета по аудиорекламе IAB Russia не устают напоминать, что участникам медиарынка уже «пора смотреть на этот сегмент серьёзно и использовать возможности аудиорекламы самостоятельно или совмещать с эфирными рекламными кампаниями и крупными видеомиксами». И именно в этом году есть ощущение, что помимо нашего экспертного мнения и некого визионерства с оглядкой на опыт США и Европы мы можем увидеть первые и уже вполне осязаемые коммерческие результаты использования подкастов в целях бизнеса. Смотря на 2020 год, нам остаётся только гадать в хорошем смысле, какие изменения произойдут на рынке: начиная от запуска подкастов в Spotify, благодаря чему повышается транспарентность измерений потребления подкастов, заканчивая запуском новых технологий по размещению рекламы в аудио от «Яндекса», «Сбера» и других игроков, которые однозначно сосредоточат свое внимание на монетизации подкастов».
Карта подкастов доступна здесь.
(По информации сайта IAB Russia)