Саморегулируемая организация «Ассоциация маркетинговой индустрии «Рекламный Совет» (СРО «АМИ «РС») по итогам 2020 года подготовила мониторинг (обзор) деятельности экспертных советов по применению законодательства о рекламе, действующих при территориальных управлениях Федеральной антимонопольной службы (УФАС) России.
Обзор составлен по материалам, которые в течение года публиковались сетевым изданием «Рекламный совет» (их можно посмотреть здесь). В силу этого его нельзя считать полным на 100%, так как издание готовило свои материалы на основании информаций, размещаемых ТУ ФАС в лентах новостей, а не все заседания региональных экспертных советов находили в них отражение (некоторые управления ограничивались публикацией только протоколов в соответствующем разделе сайта). Тем не менее, по мнению составителей, обзор даёт вполне адекватную картину деятельности экспертных советов в 2020 году.
Отмечается, что главной особенностью деятельности экспертных советов при УФАС является то обстоятельство, что в прошлом году значительно сократилось число их заседаний, как и количество рассматриваемых вопросов (примерно в три раза по сравнению в 2019 годом). Тому есть несколько объяснений. Так, существенным фактором снижения экспертной активности УФАС является объективная ситуация, связанная с мерами по борьбе с пандемией СОVID-19. Кроме того, значительно активизировал свою активность комитет по рассмотрению жалоб потребителей и обращений государственных органов, общественных организаций, служб мониторинга СРО «АМИ «РС», приступивший к работе в июне 2019 года, что оказало влияние на уменьшение числа заседаний экспертных советов в ряде регионов.
Сегодня СРО «АМИ «РС» имеет соглашения об экспертно-информационном сотрудничестве с 35 ТУ ФАС и оказывает реальную экспертную поддержку многим управлениям. В частности, антимонопольным органам регионов Северо-Западного федерального округа, которые ближе других к Санкт-Петербургу – пилотному субъекту по развитию рекламного саморегулирования: они предпочитают передавать все спорные вопросы для рассмотрения профессиональным экспертам комитета по жалобам. Такая же позитивная динамика наблюдается и в ряде других регионов, где УФАС не активизируют деятельность собственных экспертных советов, а предпочитают обращаться к федеральным экспертам из СРО «АМИ «РС».
Составители обзора напоминают, что комитет по рассмотрению жалоб потребителей, обращений государственных органов и общественных организаций и служб мониторинга саморегулируемой организации на сегодняшний день может считаться одним из самых компетентных экспертных органов в сфере маркетинговых коммуникаций. В комитет входит 31 эксперт, представляющие Москву, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Кемерово, Республику Бурятия и др. В 2020 году комитет получил 151 жалобу. Особенностью явилось то, что почти половина обращений поступила непосредственно от самих потребителей и около 50% обращений – от ТУ ФАС РФ, с которыми у СРО заключены соглашения. При этом подавляющее большинство экспертных заключений комитета по жалобам были одобрены территориальными органами и центральным аппаратом ФАС РФ.
Как и ожидалось, подавляющее большинство запросов на экспертизу касались вопросов этики в рекламе, в частности нарушений пункта 6 статьи 5 ФЗ «О рекламе», что и неудивительно, учитывая, что именно эта статья больше всего нуждается в экспертной оценке. Именно её применение чаще всего обсуждали и экспертные советы при ТУ ФАС, что можно увидеть, посмотрев подготовленный СРО «АМИ «РС» мониторинг.
Напомним, что данный мониторинг доступен в личном кабинете на сайте Sovetreklama.ru для всех членов СРО «АМИ «РС», официальных партнёров саморегулируемой организации, а также руководителям соответствующих отделов ТУ ФАС РФ, с которыми у СРО подписаны соглашения о взаимодействии.
В настоящий момент секретариат СРО «АМИ «РС» рассматривает вопрос организации платной подписки на информационно-аналитические продукты СРО. Помимо мониторинга деятельности экспертных советов при УФАС это и годовые обзоры регуляторной практики по самым различным направлениям рекламы.
(Соб. инф.)