Союз предприятий печатной индустрии (СППИ ГИПП, входит в саморегулируемую организацию «Ассоциация маркетинговой индустрии «Рекламный Совет») при поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ провёл отраслевую конференцию «Состояние и проблемы российской периодической печати. Прогноз на будущее».
В конференции приняли участие представителей Минцифры РФ, руководители ведущих российских издательских домов, отраслевых общественных организаций, эксперты рынка прессы, журналисты. Вёл заседание Алексей Иванов, генеральный директор издательского дома «ИМ медиа», президент СППИ ГИПП.
Участников мероприятия приветствовал Владимир Григорьев, директор департамента государственной поддержки периодической печати и книжной индустрии Минцифры России. Он отметил, что в сложный для страны период все, кто связан с печатной индустрией, приложили много усилий для того, чтобы преодолеть проблемы, вызванные ужесточением санкций, необходимостью налаживания параллельного импорта для полиграфии и т.п. По оценке спикера, санкции затрагивают в том числе применение российскими организациями импортного программного обеспечения, с этим столкнулось большинство издательств и редакций. Поэтому правительство приняло решение в рамках импортозамещения создать национальную издательско-редакционную систему, выделив на это 60 – 65 млн рублей. Работа будет завершена в течение года. Кроме того, Минцифры РФ продолжает ежегодно распределять средства на поддержку федеральных и региональных печатных СМИ, в этом году на эти цели выделено около 500 млн рублей. В числе получателей поддержки – примерно 60 изданий для детской и юношеской аудитории, кроме этого традиционно поддержку государства получают издания на национальных языках.
В завершение своего доклада Владимир Григорьев подчеркнул, что отрасли печатной индустрии трудно будет выстоять без консолидации интеллектуального ресурса, выявления самых лучших компетенций, и точкой опоры в этой работе государство видит Союз предприятий печатной индустрии.
Алексей Иванов остановился на некоторых моментах, характеризующих современное состояние печатной индустрии в России. Он отметил, что, если не брать в расчёт глянцевые журналы, аудитория печатных СМИ в стране выросла, причём не за счёт роста тиражей, а за счёт увеличения числа читателей у каждого номера изданий. В то же время рекламные доходы, по оценке СППИ ГИПП, упали на 42%, причём эту цифру можно считать скорее оптимистичной. Что касается сферы распространения печатной продукции, то здесь продолжает уменьшаться количество точек продаж, соответственно, снижаются продаваемые тиражи. СППИ ГИПП борется за сохранение киосков прессы, и в этом году удавалось либо решить проблему там, где она приобретала острый характер, либо приостановить негативное развитие ситуации. По прогнозам, реализация тиражей будет падать и дальше, хотя и не с такой скоростью, как это было в пандемию коронавируса. Издатели, чтобы компенсировать выпадающие доходы, повышают цены, что, в свою очередь, ведёт к снижению спроса. Но всё-таки есть надежда, что внешние экономические факторы позволят повышение цен замедлить, подчеркнул спикер.
Игорь Молодцов, руководитель департамента массовых коммуникаций и медиабизнеса Финансового университета, анонсировал исследование о трансформации выручки предприятий издательской отрасли РФ в 2022 году и цифровых компетенциях издателей. Масштабное исследование проводится Финансовым университетом и СППИ ГИПП, его цели: определение ландшафта российского медиарынка; изучение работы редакций с новостными агрегаторами; исследование работы редакций в подготовке контента на иных, кроме сайта, печатной и мобильной версии, платформах; определение новых источников выручки; анализ структуры и эффективности инструментов господдержки отрасли и др. Исследование будет закончено весной 2023 года и станет составной частью годового отраслевого доклада.
Затем в докладах, презентациях и сообщениях своё видение состояния отрасли печатных СМИ, прогнозы и планы на будущее представили руководители и топ-менеджеры федеральных и региональных издательских домов, редакций печатных СМИ и интернет-ресурсов. Они раскрыли особенности работы своих издательских домов и редакций в современных условиях, поделились опытом решения возникающих проблем, представили успешные бизнес-кейсы, сформулировали насущные задачи и определили актуальные ориентиры по ключевым направлениям развития отрасли печатной индустрии в связи с развитием цифровых технологий.
(По информации пресс-службы СППИ ГИПП)