По данным второй волны исследования, проведённого Ассоциацией развития интерактивной рекламы IAB Russia (входит в саморегулируемую организацию «Ассоциация маркетинговой индустрии «Рекламный Совет») 56% опрошенных участников отрасли ожидают падение рынка интерактивной рекламы в диапазоне от 26% до 50%.
IAB Russia продолжает отслеживать динамику изменения рынка интернет-рекламы в условиях нестабильности, чтобы зафиксировать происходящие события и собрать настроения и ожидания игроков (результаты первой волны см. здесь). Во второй волне опроса, которая прошла 23 марта, приняли участие 78 респондентов, среди них – представители агентств, технологических платформ, рекламных площадок, селлеров, рекламных сетей, рекламодателей и подкаст-студий.
Как показала вторая волна исследования, большинство участников отрасли ожидает падение рынка digital-рекламы в диапазоне 25 – 50%. Однако если смотреть на отдельные категории игроков, то наиболее оптимистично настроены рекламные агентства. Среди них доля тех, кто ожидает серьёзного падения – до 75% рынка, сократилась на 6,5%. Число площадок, уверенных в сокращении рынка на 51 – 75% возросло с 12,5% до 40%, а доля платформ, рассматривающих такой исход событий, увеличилась с 13% до 16,7%.
Для сохранения своего бизнеса компании настроены оставаться на рынке и разрабатывать новые проекты при ухудшении общей ситуации. Доля таких респондентов увеличилась с 53,7% до 65,4%. Среди других популярных способов увеличить устойчивость бизнеса – релокация сотрудников в другую страну. Доля тех, кто на это готов, выросла почти на 5 п.п. Ещё одна востребованная мера – релокация компании на другие рынки. Такое решение выбрали 21,8% опрошенных. Однако доля тех, кто намерен закрыть компанию, увеличилась более чем в два раза – с 4,2% до 9%.
Что касается кадровой политики, то больше половины респондентов (55%) на сегодняшний день не прибегают к сокращению персонала. Но, возможно, что кадровая политика изменится во время затяжного кризиса. Так, по сравнению с результатами первой волны, доля опрошенных, готовых в будущем ещё больше сокращать зарплаты и численность персонала увеличилась с 46,3% до 57,7%.
При этом многие опрошенные уверены, что кризис не окажется затяжным. Значительно увеличилось число компаний, которые ожидают, что острая фаза кризиса продлится в течение одного-двух месяцев: с 25,3% до 43,6%. По мнению 32,1%, этот процесс займёт около полугода. Доля тех, кто голосовал за продолжительность кризиса в течение года и более, упала с 22,1% до 14,1%.
Однако сейчас наиболее популярный способ оптимизации бюджетов – сокращение фонда оплаты труда. В первую волну доля компаний, которые прибегают к такой мере, достигала 23,2%, а сейчас она составила 37,2%. Также опрошенные всё реже работают по низкомаржинальным контрактам (25,6%). При этом доля респондентов, которые вовсе не сокращали расходы, упала в два раза: с 51,6% до 25,6%.
В сложной для рынка ситуации компании рассчитывают на поддержку государства. 76,9% ожидает предоставления налоговых льгот, в том числе обнуления налога на прибыль и снижения НДС. 53,8% хотели бы получить субсидии на фонд оплаты труда и развитие сервисов. 47,4% считают важным смягчить регулирование в таких товарных категориях, как табак, алкоголь и «фарма». 20,5% респондентам необходимы льготные кредиты.
Ознакомиться с результатами второй волны исследования IAB Russia о влиянии кризисной ситуации на рынок интерактивной рекламы можно здесь.
(По информации IAB Russia)