Комиссия экспертов Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР, входит в саморегулируемую организацию «Ассоциация маркетинговой индустрии «Рекламный Совет», СРО «АМИ «РС») подвела итоги развития российского рекламного рынка за первые три квартала 2023 года.
Эксперты отметили, что в нынешнем юбилейном для индустрии и АКАР году уверенно сохраняется динамичный рост рынка. По итогам первых девяти месяцев объём рынка превысил 495 млрд рублей, увеличившись на 30% по сравнению с соответствующим периодом прошлого года и на 22% по сравнению с докризисным, 2021 годом.
Во втором и третьем кварталах 2023 года все основные сегменты рекламного рынка показали рост. В первом квартале годовая динамика по рынку в целом составила +8%, во втором квартале – +50%, в третьем – +35%. Есть все основания предполагать, что и по итогам года российский рекламный рынок продемонстрирует двузначные темпы роста.
Российский региональный рекламный рынок также показывает высокую динамику, которая за последние два квартала (по четырём сегментам, поскольку показатели региональной рекламы в интернете не оценивается) даже опережает показатели федерального рынка рекламы. Его объём по итогам трёх кварталов превысил 32 млрд рублей, а темпы роста достигли отметки в +23%. Основные медиасегменты рынка (за исключением прессы) в регионах показали двузначную динамику роста. Все 15 крупнейших региональных рекламных рынков, по которым осуществляется оценка в рамках АКАР, выросли более чем на 20% по сравнению с соответствующим периодом прошлого года, а в некоторых из них динамика составила свыше 50%.
Комиссия экспертов АКАР специально отмечает, что в индустрии продолжается активная работа по совершенствованию методов оценки и верификации объёмов рекламного рынка. За последний квартал проведено большое число рабочих встреч и консультаций фактически по всем основным сегментам и подсегментам отечественного рекламного рынка. Состоялись две рабочие встречи экспертов АКАР и Ассоциации развития интерактивной рекламы (АРИР, входит в СРО «АМИ «РС») с представителями Роскомнадзора по возможному использованию данных Единого реестра интернет-рекламы, что может позволить существенно повысить прозрачность и точность при оценке сегмента интернет-рекламы; определены новые форматы сотрудничества. Все встречи прошли в позитивном ключе, были высказаны конкретные предложения по практической реализации новых подходов.
Несмотря на вполне ожидаемые сложности при выработке новых форматов и методов оценки объёмов рынка, а также при верификации получаемых данных, эксперты могут констатировать, что в настоящее время на лицо существенное продвижение в этом направлении. Комиссия экспертов полагает, что итоги 2023 года уже будут подводиться с использованием новых подходов и форматов.
Комментарий
Сергей Веселов, вице-президент АКАР, сопредседатель комиссии экспертов АКАР:
«В первую очередь необходимо констатировать, что российский рекламный рынок в 2023 году уверенно преодолел очередной кризис, причём сегодня мы опережаем показатели не только прошлого кризисного года (+30%), но и показатели очень успешного 2021 года – более чем на 20%. И это в условиях жёстких международных санкций. Скорее всего, в абсолютном выражении мы выйдем на новый абсолютный рекордный уровень по итогам года.
В настоящее время уже понятны основные факторы, которые позволили нашему рынку демонстрировать столь высокую динамику. Во-первых, это состояние экономики. Ещё в начале года фактически никто из российских и зарубежных экономистов, из представителей экономических институтов и правительственных структур не ожидал столь уверенного роста российской экономики – предварительно ВВП по итогам 2023 года вырастет на 3%. Как известно, в подавляющем большинстве случаев динамика рекламного рынка определяется общеэкономической динамикой в стране. При этом фактом является то, что в периоды кризисов падение в рекламной индустрии идёт опережающими темпами, но при экономическом подъёме рекламная индустрия растёт быстрее экономики в целом. Во-вторых, это изменение маркетинговой стратегии многих рекламодателей на российском рынке. С уходом значительной части зарубежных рекламодателей, что называется, освободилась поляна, конкуренты ушли, а российские рекламодатели решили этим воспользоваться. Завоевание рынка в условиях жёсткой конкуренции всегда требует серьёзных усилий, в том числе и значительных финансовых инвестиций. Но в ситуации, когда часть рынка освободилась, усиление своих позиций на нём компании могут реализовать значительно эффективнее и быстрее, в том числе и за счёт роста рекламно-маркетинговой активности. Именно это и сделали многие крупные отечественные компании, нарастив даже в кризисном 2022 году свои рекламные инвестиции на десятки процентов, а то и в разы. В 2023 году этот тренд сохранился. Но кроме «крупняка» значительный интерес к рекламе проявило и большое количество малых и средних компаний, которые ранее использовали в основном ценовую конкуренцию, полагая, что бороться с крупнейшими конкурентами при помощи рекламы бесперспективно. Однако в кризис высвободилась часть рекламного инвентаря, и они попробовали пойти в рекламу. Попробовали – и многим понравилось: оказывается, зачастую реклама даёт существенно больший эффект, чем ценовой демпинг при борьбе за место на рынке».
(По информации АКАР)