8 800 201-50-52
Пн-Пт с 10:00 до 19:00

На какую рекламу жаловались потребители Германии в 2019 году

Deutscher Werberat (DWR) – Немецкий совет по рекламе – опубликовал ежегодник, в котором приводится статистика по рассмотрению рекламных дел главным органом саморегулирования страны.

В опубликованном ежегоднике говорится о том, что в прошлом году DWR рассмотрел 793 рекламных дела, из которых 3 636 составляют индивидуальные жалобы, полученные от граждан. Около 91% всех компаний, которые были в курсе рассмотрения их рекламы в DWR, прекратили или изменили свою рекламу, если Совет по рекламе возражал против их рекламы. Таким образом, констатируют в DWR, годовой баланс за 2019 год ещё раз демонстрирует высокий уровень профессионализма комитета и межотраслевое признание саморегулируемого органа в индустрии. 

Немецкий совет по рекламе – первое и единственное контактное лицо для жалоб от широкой общественности. Он выступает в качестве посредника между рекламодателями и теми, кто высказывает своё недовольство рекламой. Граждане легко могут связаться с советом, если та или иная реклама, на их взгляд, является неуместной.

Деятельность в цифрах

В 2019 году люди с самыми разными проблемами обратились в Немецкий совет по рекламе в Берлине. Кто-то увидел или кому-то показалось, что его дети страдают в результате той или иной рекламы, кто-то протестует против сексистской рекламы, кто-то почувствовал, что основные ценности порядочности и морали были нарушены рекламой, а кто-то критикует рекламу как прославляющую насилие или расизм.

Из 793 рассмотренных дел 279 не попали под компетенцию органа саморегулирования, например, потому что это была не коммерческая реклама, а реклама органов власти.

Совет по рекламе принял решение по 514 макетам или иным видам рекламы, что на 11% больше по сравнению с 2018 годом. В 141 случае совет разделял критику заявителей и информировал компании, что они нарушили Рекламный кодекс. В целом каждая четвёртая рекламная кампания, на которую граждане жаловались в саморегулируемую организацию, была отозвана или изменена (128 случаев). 

В 373 рекламных материалах нарушений Рекламного кодекса не было и данная реклама была признана соответствующей. Только в нескольких случаях компании не ответили на претензию и поэтому получили публичное взыскание от DWR. В 2019 году таких случаев было 13. 

«Количество жалоб снова увеличилось в 2019 году, Совет по рекламе по-прежнему хорошо воспринимается общественностью как бюро жалоб. Это точка контакта с жалобами широкой общественности на рекламный контент, совет выступает в качестве посредника между бизнесом и потребителями. Граждане могут связаться с Совето м по рекламе, если коммерческое общение является юридически несомненным, но считается неуместным по другим причинам. Совету важно вступить в диалог с рекламными компаниями и представить точку зрения заявителей. Мы видим большую готовность сотрудничать с органом саморегулирования рекламной индустрии, что ещё раз показывает балансовый отчёт за 2019 год. Тем не менее, заявители также вполне готовы принять другие точки зрения»,

– отмечает Катя Хейнтшель фон Хайнегг, глава Немецкого совета по рекламе.

На что жалуемся, немецкие потребители?

На первом месте среди причин, по которым население обращается к Совету по рекламе с претензиям, продолжает оставаться гендерно-дискриминационная, то есть сексистская реклама, а ещё проще – дискриминация в рекламе в отношении женщин и/или мужчин. Здесь количество жалоб снова снизилось минимально: с 261 случая в 2018 году до 259 в 2019-м. В 2018 году по сравнению с 2017-м количество жалоб уже значительно сократилось – с 321 до 261. В то же время вновь возросшее количество индивидуальных жалоб на рекламу (727 по сравнению с 445 в 2018 году) свидетельствует о неизменной высокой важности этой темы среди населения и осведомлённости о деятельности DWR. Примерно в трети случаев Совет по рекламе поддерживал жалобы. 

Второй по значимости причиной для подачи жалоб были нарушения этических и моральных норм (70 дел), где решения Совет по рекламе выносит на основании основных правил и стандартов. Отметим, что в этой категории довольно широкий диапазон содержания жалоб. Например, эта категория включала в себя жалобы на такую рекламу:

– рекламный ролик, в котором мальчик в присутствии дедушки говорит, что он хочет  йогурт: «Я жду, когда дедушка оставит ложку»,  

– рекламный плакат для супермаркета с двумя шипящими на сковороде стейками. Лозунг гласил: «Это то, на что похожа любовь», 

– рекламный ролик о «холодной» войне и открытии границы после объединения Германии, который воспринимался потребителями как неэтичный.

Другие жалобы включали защиту детей и молодёжи (27 случаев), дискриминацию в отношении групп людей (45), риск имитации опасного или антисоциального поведения (20) и сексуально оскорбительную рекламу (15). Нарушения Рекламного кодекса об алкоголе были заявлены в 14 случаях, что на два случая больше, чем в предыдущем году. Нарушение Продовольственного кодекса было выявлено в пяти случаях.

Общую картину нарушений можно посмотреть на диаграмме:

Тройка «победителей» среди средств рекламы

И в заключение о том, какие средства рекламы лидируют в числе нарушителей. Здесь на первое место выходит интернет-реклама – на неё самые частые жалобы в Немецкий совет по рекламе. В 2019 году совет принял решение о цифровом рекламном контенте в 130 случаях. На втором месте – телевизионная  реклама, 108 случаев, на третьем – наружная реклама, рассмотрено 75 случаев.

Вот такая рекламная саморегулируемая жизнь была в 2019 году в Германии. Конечно, есть к чему стремиться российскому органу рекламного саморегулирования –  Ассоциации «Рекламный совет» (СРО «АМИ «РС»). Но не будем забывать, что к данным цифрам Германия шла 45 лет, а СРО «АМИ «РС» ещё не исполнилось и двух. Но, напомним, что Ассоциация «Рекламный совет» уже приступила к реализации программы «МЫ ЗА ЗДОРОВУЮ РЕКЛАМУ!» и ждёт активных и неравнодушных потребителей с их претензиями и жалобами на своём сайте http://sovetreklama.ru/.

П.СЕРГЕЕВ