Не утихают протесты рекламного сообщества в связи с принятием в первом чтении в Госдуме РФ законопроекта «О внесении изменений в Федеральный закон «О рекламе», который вводит понятие «единого оператора цифровых рекламных конструкций и объявлений».
Так, рекламные компании более чем из 60 регионов направили коллективные письма в местные органы власти, выразив своё отношение к поправкам. Почти половина из них уже получила ответы с негативной оценкой законопроекта.
Кроме того, Федеральная антимонопольная служба (ФАС) России официально объявила, что принятие закона несёт в себе риски злоупотребления одной компании в отношении других участников рынка и попросила правительство не торопиться с поправками к законопроекту о едином операторе цифровой рекламы. Глава ФАС Максим Шаскольский написал соответствующее письмо заместителю руководителя аппарата правительства Валерию Сидоренко. В письме говорится, что Минфин, Минэк, Минтранс, МВД и МИД, которые должны были направить свои предложения к проекту закона, не сделали этого до сих пор, что «мешает выработать консолидированную позицию». Поэтому Максим Шаскольский попросил продлить срок предоставления поправок до 5 сентября.
Вслед за антимонопольным органом законопроект раскритиковал Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП). Комиссия РСПП по связи и информационно-коммуникационных технологиям отметила, что предлагаемая инициатива ведёт к возникновению искусственной монополии в соответствующих сегментах рынка.
«Принятие законопроекта приведёт к резкому снижению конкуренции, падению темпов развития технологий, деградации уровня сервиса в указанных видах деятельности. Монополизация неизбежно приведёт к удорожанию соответствующих услуг для рекламодателей и в конечном итоге для конечных потребителей товаров и услуг»,
– говорится в сообщении организации.
В РСПП называют предлагаемое регулирование избыточным. В итоге комиссия не поддержала законопроект и представила свою позицию президенту РСПП Александру Шохину, чтобы он довел её до органов государственной власти.
«Принятие проекта закона в целом является нецелесообразным»
Правительство Санкт-Петербурга также выступило против закона о едином рекламном операторе. Ответ с позицией местной власти подготовил вице-губернатор Анатолий Повелий.
«Определение единого оператора не соотносится с законом о защите конкуренции»,
– утверждает чиновник.
По его словам, законопроект «фактически ведёт к ликвидации рынка наружной рекламы». Видит Анатолий Повелий проблему и в том, что единый оператор сам будет выступать в качестве владельца цифровых рекламных конструкций, совмещая функции хозяйствующего субъекта на рынке и контролирующего органа. Вице-губернатор добавляет, что законодательством России предусмотрено, что граждане и юридические лица должны иметь свободу в заключении договоров, тогда как проектом закона фактически устанавливается обязанность владельцев цифровых рекламных конструкций заключать с единым оператором договоры на использование информационного ресурса.
«Закрепляя монополию единого оператора на предоставление указанных услуг, проект закона не устанавливает каких-либо механизмов государственного регулирования цен»,
– подчёркивает Анатолий Повелий.
Беспокоит чиновника и возможное сокращение социальной рекламы на новых рекламных конструкциях и то, что единый рекламный оператор фактически имеет право не считаться с требованиями по охране памятников. То есть в центре Петербурга смогут повесить любую рекламу, какой бы ни был рядом исторический контекст и архитектура.
«В связи с изложенным полагаю, что вышеуказанные недостатки не могут быть устранены путём внесения отдельных поправок в проект закона, в связи с чем принятие проекта закона в целом является нецелесообразным»,
– резюмировал вице-губернатор.
«Отчётливо торчат уши лоббизма»
Рекламисты Волгоградской области провели заседание комиссии по СМИ и информационным технологиям Общественной палаты региона, где обсудили законопроект о едином операторе цифровых рекламных конструкций и объявлений. В обсуждениях помимо представителей рекламной отрасли приняли участие члены регионального отделения ОНФ, «Опоры России» и Союза журналистов России.
«На заседании было редкое единодушие. И приглашённые, и члены комиссии однозначно негативно воспринимали этот законопроект и дали по нему отрицательный отзыв. Понятно, что оценки рисков в виде сокращения рабочих мест и выпадающих доходов в бюджет – это ещё стоит посчитать. Но то, что эти риски есть, они масштабны, а закон не проработан с точки зрения законодательства, и многие его положения ему противоречат, то это однозначно»,
– отметил член региональной Общественной палаты, председатель областного отделения Союза журналистов России Вячеслав Черепахин.
Уполномоченный по защите прав предпринимателей Волгоградской области Ольга Устинова заявила, что законопроект крайне губителен по многим параметрам. Начиная от суммы выпадающих доходов в бюджет области и заканчивая количеством рабочих мест, которые регион неизбежно потеряет с принятием закона.
Представитель одной из крупных волгоградских фирм Рубен Оганесян уже подсчитал, что в сегменте рекламного рынка региона работает до тысячи человек, что сравнимо с небольшим предприятием. Поэтому введение закона будет означать закрытие ещё одного среднего предприятия в Волгограде.
Депутат Госдумы Алексей Волоцков присутствовал на рассмотрении законопроекта в первом чтении и поделился своим мнением, а также ожиданиями от нового законопроекта.
«К законопроекту много вопросов, он, откровенно говоря, сыроват. Но приняли его в первом чтении авансом, чтобы во втором снять все вопросы, которые есть у депутатов и профессионального сообщества. Рынок наружной рекламы сегодня по большей части, особенно в сегменте крупного формата, представлен иностранными рекламными компаниями, а также заказчиками. И законопроект готовился прежде всего для того, чтобы с ними не было никаких проблем и в дальнейшем. А в случае, если они резко уйдут, подхватить все эти рекламные конструкции. Чтобы они работали, были востребованы, и нужен единый оператор»,
– уточнил Алексей Волоцков.
По мнению Вячеслава Черепахина, закон настолько сырой, что его можно развернуть вспять и отозвать.
«На мой взгляд, здесь отчётливо торчат уши лоббизма. Это не замаскировано. Так, цели, заявленные в пояснительной записке, где автор ссылается на национальные интересы, по факту не реализуются. Видно, что в самом законе происходит не защита нацинтересов, а именно лоббизм конкретной организации. Например, можно сказать, что автор закона допускает участие иностранного капитала. О какой защите национальных интересов можно говорить? У меня есть предположение, что закон в итоге развернут»,
– сказал Вячеслав Черепахин.
«Нам придётся идти и заниматься чем-то другим»
Своё мнение о законопроекте высказал председатель Ассоциации рекламных компаний и агентств Челябинской области Андрей Лубягин:
– Госдума рассматривает законопроект по внесению поправок в закон о рекламе, согласно которому должен быть создан рекламный монстр-монополист, который будет на территории РФ, в любом субъекте и муниципалитете осуществлять деятельность, связанную с наружной рекламой – размещать свои рекламные конструкции на тех местах, на которых ему захочется. Никто ни в одном субъекте, ни в одном муниципалитете не сможет на это повлиять: вся работа будет отдана на откуп некой федеральной структуре, никакого отношения к местным властям не имеющей. Этот оператор будет обладать полномочиями, связанными как с самой рекламной деятельностью, так и с контролем над ней. На действия этого оператора не будут распространяться требования, связанные с безопасностью дорожного движения, ограничения, связанные с размещением наружной рекламы на памятниках культурного наследия. Он сам будет выбирать схему размещения своих конструкций, осуществлять деятельность на основании договора с федеральной властью, заключать контракты без проведения торгов, без каких-либо согласований на 30 лет. Вот суть этого законопроекта. Последствия нам как отрасли наружной рекламы очевидны. Мы не сможем конкурировать с таким монстром, с такими условиями, которые ему предоставят.
Нам неоднократно говорили: «Но это же только цифровые рекламные носители. Вы же занимаетесь рекламой на всех рекламных носителях». Но цифровые носители – это локомотив наружной рекламы, то, что сейчас в первую очередь работает.
Второе, этот монстр будет забирать всё лучшее, что сейчас есть. Два года Челябинск освобождался от наружной рекламы. Центр города практически сейчас пуст. Это место было расчищено для этого монстра, который сейчас придёт и начнёт устанавливать рекламные конструкции на те места, где они уже стояли? Соответственно, нам придётся идти и заниматься чем-то другим. Да, мы, в принципе, деловые люди. Мы найдём себе применение. Но у нас есть работники – люди, которые практически всю жизнь отдали этой работе, которые должны уйти и заниматься чем-то другим.
На мой взгляд, самое важное для нас то, что этот единый оператор никак не будет зависеть от того, что происходит в наших городах. Он будет сам по своему усмотрению решать, что красиво, что хорошо, что плохо, что должно быть, а что нет.
Наша цель как операторов наружной рекламы не дать принять этот законопроект либо изменить его так, чтобы понятие «монопольный единый оператор» исчезло из этих поправок.
(Соб. инф. по сообщениям Infopro54.ru, Fontanka.ru, Outdoor.ru, novostivolgograda.ru, kommersant.ru и «Ведомостей»)