Председатель правления саморегулируемой организации «Ассоциация маркетинговой индустрии «Рекламный Совет» (СРО «АМИ «РС») Сергей Пилатов, а также несколько членов правления ассоциации приняли участие в сессиях «Регулирование региональных рынков рекламы» и «Регулирование в области информационных конструкций и вывесок», прошедших в рамках нижегородского XXIV Рекламного форума.
Модератором сессии выступил Александр Менчук, первый заместитель министра информации и молодёжной политики Московской области.
В начале мероприятия слово было предоставлено Елене Михайловой, эксперту Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР, входит в СРО «АМИ «РС»). Она рассказала о новациях в сфере рекламного законодательства, принятых изменениях в ФЗ «О рекламе» и законопроектах, которые находятся на рассмотрении в Государственной Думе РФ.
Тему изменений в законодательстве продолжил Дмитрий Стрельников, президент Союза операторов наружной рекламы. Он прокомментировал перспективы развития рекламного рынка, законодательные инициативы, которые поддерживаются властью, бизнес-сообществом и деловыми объединениями. По мнению спикера, необходимо, чтобы бизнес мог высказать свою точку зрения и быть услышанным. Он также затронул тему о возможности и невозможности тех или иных субъектов участвовать в торгах.
Кроме изменений в законодательстве на сессии обсуждались также вопросы по размещению наружной рекламы.
Так, Дмитрий Стрельников отметил необходимость в стабильности схем размещения рекламных конструкций, гибкости правового регулирования в сфере наружной рекламы.
Сергей Дубков, заместитель исполнительного директора Группы компаний Russ – члена-партнёра СРО «АМИ «РС», член генерального совета «Деловой России», рассказал об особенностях установки и эксплуатации рекламных конструкций в современных условиях правового регулирования. Он считает, что нужно опираться на действующую схему размещения рекламных конструкций, по которой как власть, так и операторы планируют свои дальнейшие действия, несмотря на то, что разнообразие подходов и способ реализации в каждом регионе и муниципалитете очень разные. По мнению спикера, необходим тщательный анализ данной схемы на предмет того, что может дать её изменение, её модификация городу в части доходов. Город заинтересован в поступлениях не только от текущей арендной платы в зависимости от формулы торгов, но и от результатов проведения тендеров. Это формула, при которой происходит большое единовременное финансовое поступление в городской бюджет. Здесь одним из вариантов может быть кооперация с операторами на предмет оценки ценности мест, которые город может выставить на торги. Города активно пользуются правом на проведение торгов. Исполнительная власть может работать совместно с бизнесом, чтобы находить места, которые максимально ценны и дороги и при выставлении на торги приносят большую сумму.
«Мы должны придерживаться позиции, что муниципальные места, которые приносят деньги в бюджет, конечно, важнее и ценнее, чем частные территории. Приоритеты должны быть расставлены в отношении муниципальных мест и соответственно муниципального бюджета»,
– отметил Александр Менчук.
Татьяна Никитина, начальник управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции Федеральной антимонопольной службы (ФАС) России, посвятило своё выступление соблюдению требований законодательства в сфере наружной рекламы в регионах и муниципалитетах. В частности, она проинформировала о том, что, несмотря на требования закона, далеко не во всех муниципальных образованиях России приняты схемы размещения рекламных конструкций. Это затрудняет работу самих же муниципалитетов в части борьбы с незаконными рекламными конструкциями. Проблема ещё больше обострилась после принятия закона о праве владельца конструкции пролонгировать договор о её эксплуатации ещё на 10 лет (в случае, если оператор не является должником и подал соответствующую заявку не позднее 31 декабря 2024 года).
Вопросы, обращенные к докладчику, показали, что далеко не везде урегулирован этот процесс. Татьяна Никитина обратила внимание аудитории, что решение о порядке проведения этого процесса должен выработать муниципалитет.
Здесь в качестве примера Александр Менчук рассказал об этом порядке в Московской области, где одновременно оператор подаёт две заявки: одну о ликвидации предыдущего разрешения, а вторую на выдачу такого же на новый срок.
Артур Амбарцумян, руководитель рекламной группы МОСТ, обратил внимание на то, что в Нижнем Новгороде этот процесс отлажен и отлично работает, и поблагодарил администрацию города за эффективную работу в этом вопросе.
Артём Тузов, ведущий аналитик компании Admetrix, выступил с обзором по региональным рынкам наружной рекламы в 50 крупнейших городах России.
Генеральный директор ООО «Рекламные технологии» Илья Чередин представил программу оптимизации покупки наружной рекламы.
Даниил Кормщиков, заместитель директора департамента социальных коммуникаций и молодёжной политики администрации Нижнего Новгорода, рассказал о работе комиссии по размещению социальной рекламы на конструкциях наружной рекламы в Нижнем Новгороде.
***
Следующая сессия, которая состоялась на той же площадке, называлась «Регулирование в области информационных конструкций и вывесок». Модерировал её также Александр Менчук.
Она открылась выступлением Александра Саляева, директора МКУ Нижнего Новгорода «Градостроительство и архитектура». Оно было посвящено размещению информационных конструкций на территории города. Спикер сообщил, как проходили процесс принятия правил о благоустройстве, согласование разрешений на демонтаж незаконных информационных конструкций.
Далее слово было предоставлено Анне Павлюченко, президенту Ассоциации производителей средств визуальной рекламы и информации «ВизКом» (ассоциации входит в СРО «АМИ «РС»), члену правления СРО «Ассоциация Рекламный Совет». Она обратила особое внимание, что согласование и установка информационных конструкций регламентируются правилами благоустройства, которые принимаются муниципалитетами. Однако работу сильно затрудняет то, что нет чёткого законодательного разграничения рекламы и информации. Шаги в этом направлении делаются. В частности, выпущен приказ ФАС России от 14.11.2023 «Об утверждении руководства по соблюдению обязательных требований «Понятие рекламы». Однако полная ясность в этом вопросе пока отсутствует. Ещё один сёрьезный вопрос – это требование Жилищного кодекса о согласовании вывесок на жилом доме с его жильцами. Дело в том, что очень сложно на собрание жильцов собрать кворум, необходимый для решения вопроса.
О порядке согласования информационных конструкций в Московской области проинформировал Александр Менчук. Он сделал упор на том, что этот регламент должен создаваться в муниципальных образованиях.
О том, как решается этот вопрос в Рязани, рассказала главный художник города Екатерина Фадеева. В 2022 году Рязань стала победителем в конкурсе туристского кода. На улицах Рязани приняты дизайн-коды, в соответствии с которыми согласовываются вывески. Причём при соблюдении всех условий предприниматель получает средства от государства на возмещение затрат по замене старой вывески.
Начальник управления художественного облика Новосибирска Алексей Ярик рассказал, что в городе, который он представляет, узаконен паспорт фасада, существуют все необходимые рекомендации для его соблюдения. При этом он отметил, что при создании дизайн-кода необходимо учитывать специфику каждого муниципалитета, поэтому полностью отрегулировать этот вопрос на федеральном уровне, по его мнению, не представляется возможным.
При этом представители муниципалитетов на прямой вопрос модератора о необходимости согласования вывесок с жильцами домов ответили отрицательно. В этой части, на взгляд участников сессии, законодательство надо согласовывать.
Подводя итог дискуссии, Анна Павлюченко заметила, что для решения вопросов, поднятых в рамках сессии, необходимо создать рабочую группу.
Завершая работу, Александр Менчук провёл аналогию, что в 2017 году на форуме в Нижнем Новгороде были приняты предложения по изменению ГОСТ «Наружная реклама», что позволило рекламному сообществу, опираясь на мнение общественности, обеспечить их принятие. Он предложил участникам встречи присылать свои предложения в адрес организаторов форума для обобщения, что обеспечит необходимую работу по их внедрению в жизнь.
***
Напомним, инициатором Рекламного форума выступил общественный комитет по рекламе Торгово-промышленной палаты Нижегородской области (ТПП НО) – Рекламный совет Нижегородской области, который является региональным представительством СРО «АМИ «РС», а его организаторами – ТПП НО и АКАР при содействии ФАС России и администрации Нижнего Новгорода.
О том, как прошла пленарная сессия XXIV Рекламного форума, можно прочитать здесь; об открытом заседании комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере рекламы – здесь; о расширенном заседании общественных советов при территориальных управлениях ФАС России – здесь.
(По информации пресс-службы ТПП НО)