8 800 201-50-52
Пн-Пт с 10:00 до 19:00

В регионах законопроект о едином операторе называют неразумным

 

Продолжаем следить за ситуацией, вызванной принятием в первом чтении в Госдуме РФ законопроекта «О внесении изменений в Федеральный закон «О рекламе», который вводит понятие «единого оператора цифровых рекламных конструкций и объявлений» (предыдущие материалы см. здесь, здесь и здесь).

Письмо и обращения пошли по инстанциям

Председатель Государственной Думы РФ Вячеслав Володин направил письмо президента Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Александра Шохина с позицией организации по законопроекту о создании единого оператора цифровой наружной рекламы (о письме «Рекламный совет» сообщал, см. здесь) первому заместителю председателя Госдумы Александру Жукову и председателю Комитета Госдумы по экономической политике Максиму Топилину.

Ранее комиссия РСПП по связи и информационно-коммуникационным технологиям раскритиковала законопроект. В РСПП отметили, что предлагаемая инициатива ведёт к возникновению искусственной монополии на рынке рекламы.

В Госдуму также поступили обращения от других организаций и региональных парламентов, не поддерживающих принятие этого законопроекта в предложенной редакции. Они также направлены для проработки в профильный комитет.

Сообщается, что Комитет Госдумы по экономической политике до 13 августа должен доработать законопроект «О внесении изменений в ФЗ «О рекламе». После этого его обновлённая версия будет вынесена на рассмотрение во втором чтении.

Все делегаты высказались против

Как уже сообщал «Рекламный совет», участники рынка out-of-home создали «Союз операторов наружной рекламы» (см. здесь). Инициаторами стали компании Gallery, «Дизайн-мастер», «ДРИМ», «РИМ», «Восток-медиа», «Постер», «Мособлрелама», Sunlight Outdoor, «Реклама-центр». Цель объединения – консолидировать участников рынка для решения общеотраслевых вопросов.

Сейчас организация проходит стадию регистрации в качестве НКО в Министерстве юстиции РФ, после чего будут выбраны правление, сформированы комитеты и региональные представительства. Тем не менее, всё это не помешало союзу провести в Москве съезд (он собрал представителей 200 компаний более чем из 40 регионов России),на котором его участники выработали предложения по доработке законопроекта о едином операторе.

На съезд были приглашены и представители общественных организаций, и депутаты Госдумы РФ: Леонид Слуцкий (ЛДПР), Дмитрий Гусев («Справедливая Россия – За правду»), Антон Ткачёв («Новые люди»), Мария Дробот (КПРФ), Татьяна Минеева, уполномоченный по защите прав предпринимателей Москвы, и другие.

Отмечается, что все делегаты высказались против создания единого оператора на рынке наружной рекламы. Среди поправок, принятых большинством голосов, – предложение полностью исключить из законопроекта положения о едином операторе цифровых рекламных конструкций и объявлений. Внести в законопроект положения о запрете иностранного участия в организациях, осуществляющих деятельность операторов наружной рекламы (по аналогии со статьёй 19.1 ФЗ «О средствах массовой информации»). Внести в законопроект положения об унификации обязательных требований к безопасности программного обеспечения, используемого при размещении цифровой наружной рекламы, а также о создании инструмента экстренного отключения цифровой рекламной конструкции для пресечения показа неправомерной информации. Усовершенствовать механизм реализации государством потребности размещения материалов социально значимой государственной повестки с использованием цифровых рекламных носителей. 

«Убийство малого бизнеса»

Омский рекламный бизнес выступает против единого оператора цифровой наружной рекламы. Вот комментарии местных игроков рынка наружной рекламы.

Егор Сусликов, директор компании «Компаньон-РА», член «Опоры России»:

– Более, мягко говоря, неразумного законопроекта я не припомню. Во-первых, ни город, ни область никаких плюсов от этого не получат – одни минусы. Местные власти фактически лишаются возможности контролировать выделение мест для размещения цифровой наружной рекламы. Соответственно, и возможность блюсти облик, внешний вид городской среды. С ценой вопроса – тем, сколько будет получать местный бюджет от размещения таких рекламных носителей, – пока вообще ничего непонятно. Во-вторых, с принятием закона тормозится или вообще прекращается технологическое развитие рынка наружной рекламы в целом. Были щиты, призмы, сейчас вся отрасль постепенно переходит на электронные носители. Если же их все отдадут единому оператору, местные игроки рынка «наружки» останутся прозябать со старыми щитами. В-третьих, утверждение лоббистов данного законопроекта о якобы большей безопасности предлагаемой системы на самом деле весьма спорное. Сейчас, когда экранами владеют разные компании, взлом серверов одной из них, пусть даже более-менее крупной, будет всё же локальным ЧП. Если же хакеры взломают систему единого оператора и разместят в ней какой-то непристойный или экстремистский контент, его разом увидит вся страна. Понятно, что сделать это им будет гораздо сложнее, но не невозможно. Четвёртый момент – возможно, самый главный. С появлением единого оператора мы получим нового монополиста со всеми давно известными минусами и, конечно же, постепенное вымирание других игроков рынка. 

Виктор Карнаушенко, учредитель и директор РА «Ретранс», член «Опоры России»:

– Я в принципе не понимаю сути данного законопроекта. Сейчас все участники рынка действуют в соответствии с законодательством Российской Федерации, все их права и обязанности довольно чётко определены и разграничены. Если на самом деле оператор создаётся как инструмент пропаганды, канал для трансляции какой-либо идеологии – возможно, для государства какой-то смысл в этом есть. Но в экономическом смысле это просто создание очередной монополии и, я считаю, просто убийство малого бизнеса.

Евгений Жижко, директор «Компании СТА»:

– Фактически предлагается убить существующий рынок наружной рекламы. Это не только моё мнение, не только мнение предпринимателей – об этом уже и Федеральная антимонопольная служба высказалась. Новому игроку дают карт-бланш на 30 лет, возможность выбирать практически любые приглянувшиеся места без всяких аукционов. По сути, принятие данного закона в таком виде может привести к созданию параллельной, альтернативной схемы размещения рекламы, которая может – и будет – перекрывать существующую. Причём с большой долей вероятности перекроют те самые топовые места, которые сейчас в основном и кормят существующих частных операторов наружной рекламы. Как следствие, малый бизнес рискует остаться без источника доходов и просто умереть.

Законопроект избежал обсуждения в регионах

В Уфе состоялся круглый стол, организованный офисом уполномоченного по правам предпринимателей при главе Башкирии.

Единственный эффективный инструмент, который у нас есть, – заявить о своём видении проблемы, сказал бизнес-омбудсмен Флюр Асадуллин. Так как закон уже прошёл первое чтение, он однозначно будет принят, но мы можем повлиять на второе и третье чтения – внести нужные изменения, отметил председатель комитета Госсобрания – Курултая Республики Башкортостан Халил Рахимов. Он отметил, что вопреки нормам законопроект не отправляли в региональные заксобрания для обсуждения.

«Новый закон полностью меняет рынок рекламы. Его принятие может привести к закрытию тысяч компаний малого бизнеса, увольнению сотрудников, потере налоговых поступлений в регионы и потере контроля над внешним обликом муниципалитетов. Крах ждёт и сервисы частных объявлений, которые сейчас как никогда нужны многим»,

– подчеркнул бизнес-омбудсмен.

Руководитель Агентства по печати и СМИ Республики Башкортостан Максим Ульчев озвучил предложения скорректировать поправки, главные среди них – обязать единого оператора соблюдать ГОСТы и сроки наравне с другими участниками рынка, а право утверждения схемы размещения оставить муниципалитетам.

Новый закон направлен прежде всего на информационную и финансовую безопасность, сказал директор уфимского ООО «Оптимедиа» Сергей Концевич. Он отметил, что не припомнит ни одной попытки взломать экраны, чтобы разместить на них некую нежелательную информацию, и сомнительно, чтобы таковая удалась, уверен предприниматель: экраны находятся под камерами внешнего наблюдения, программа оснащена двухуровневой защитой удалённого доступа, и наконец, экраны можно удалённо отключить от электроснабжения. Что касается содержания рекламы, за этим следит ФАС, муниципалитет, сам рекламодатель, так как его могут оштрафовать на сумму до 1 млн рублей.

Предложения участников рынка будут аккумулированы рабочей группой, оформлены надлежащим образом и направлены властям, резюмировал бизнес-омбудсмен Башкирии.

(Соб. инф. по сообщениям Bashinform.ru, Outdoor.ru, Vomske.ru и Adindex.ru)