Состоялась первая в нынешнем году рабочая онлайн-встреча участников Международной ассамблеи индустрии рекламы и коммуникаций (МАИРК), которая является правопреемницей Международной рекламной комиссии стран СНГ (МРК) и объединяет представителей рекламных ассоциаций и экспертов из Азербайджана, Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, Молдовы, России и Узбекистана (о предыдущем заседании можно прочитать здесь).
Напомним, ранее члены МАИРК решили пока не избирать руководящий орган – совет ассамблеи, а назначить Валерия Манкевича (Россия), председателя МРК, координатором на время становления новой организации. Он и вёл очередную встречу, отметив в её начале, что 2021 год завершился для МАИРК результативно: были утверждены и подписаны учредительные документы, запущена информационная платформа для оповещения о деятельности ассамблеи (это сетевое издание «Рекламный совет»), в каждой стране-участнице опубликован пресс-релиз, где рассказывается о новой инициативе, целях и задачах МАИРК.
На этот раз Валерий Манкевич предложил провести заседание в свободном формате, без определённой повестки.
«Нам нужно определить то, что каждая из ассоциаций, входящих в ассамблею, считает самым важным в настоящее время и чем здесь может помочь наша молодая организация»,
– сказал Валерий Манкевич.
Этибар Абдулгасимов (Союз рекламистов Азербайджана) сообщил, что сейчас в стране реализуется несколько крупных проектов социальной рекламы. Кроме того, в Баку завершён демонтаж наружной рекламы, которая размещалась на исторических зданиях, архитектурных памятниках. Каких-либо принципиальных проблем он пока не видит.
В Армении на рынок наружной рекламы вышло много новых небольших компаний-операторов, отметил Армен Мартиросян (Рекламный совет Республики Армения). В ближайшее время ожидается замена телеизмерителя. Также он подчеркнул, что в стране впервые доля ТВ-рекламы уступила рекламе в интернете (жители стали меньше смотреть телевизор, снизились и рекламные бюджеты).
1 февраля в Беларуси начал действовать Реестр рекламораспространителей, куда входят СМИ, сетевые издания и ряд других носителей. Только те, кто входят в реестр, имеют право размещать рекламу. Об этом рассказал Валерий Боднарь (Ассоциация рекламный организаций Республики Беларусь). Также он посетовал, что, по его сведениям, в ожидающее принятия советом министров постановление, касающееся регулирования наружной рекламы, не включено большинство предложений, сделанных участниками рынка. Валерий Боднарь выразил желание курировать в МАИРК направление, связанное с юридическими аспектами регулирования наружной и ТВ-рекламы. Члены ассамблеи его поддержали.
Анна Тютькова (Центрально-Азиатская рекламная ассоциация, Казахстан) отметила, что во время январских событий в стране сильно пострадала материально-техническая база ряда телеканалов, конструкции наружной рекламы в Алматы (подробнее можно прочитать в её интервью, см. здесь). Тем не менее рекламная жизнь не останавливается. На май намечена крупная конференция, ассоциация приступила к разработке методологии рейтингования агентств, будет стараться объяснять им, что рейтинг – это важно и полезно прежде всего для самих его участников. Планируется и приступить к поиску возможностей регулирования интернет-рекламы, будут разрабатываться или совершенствоваться отдельные индустриальные стандарты.
Входящая в МАИРК в качестве эксперта (в ассамблее предусмотрено и индивидуальное членство) Назина Алыкулова (Государственное агентство антимонопольного регулирования при министерстве экономики и финансов Кыргызской Республики) обрисовала ситуацию на местном рекламной рынке. В стране прошла правовая реформа, в результате принят новый Кодекс о правонарушениях. Он предусматривает и ответственность за несоблюдение требований рекламного законодательства, включая штрафы. Ужесточён запрет на рекламу табачных изделий, включая кальяны. Разработаны Правила размещения наружной рекламы в Бишкеке и городе Ош. К сожалению, по словам Назины Алыкуловой, до сих пор в Кыргызстане не удалось создать общественную организацию, объединяющие рекламные агентства. Возможно, деятельность МАИРК подтолкнёт их к этому шагу.
«А у нас до сих пор продолжается кавардак в наружной рекламе. Не принят регламент размещения «наружки» в Кишинёве, в регионах в несколько раз подняли налог на этот вид рекламы»,
– посетовала Галина Забловская (Ассоциация рекламных агентств Молдовы).
Ещё одна проблема – в республике нет единого государственного органа, ответственного за контроль соблюдения норм закона о рекламе, нет и соответствующих санкций за нарушения. Тем не менее, несмотря на все перипетии минувшего года, рекламный рынок в Молдове вырос на 2% (в основном за счёт рекламы в интернете и на радио, ТВ-реклама осталась «при своих», «наружка», как и пресса, дали минус).
Галина Забловская предложила членам МАИРК свои услуги как координатора вопросов методологии оценки рекламного рынка, что и было единогласно одобрено.
Представляющий в ассамблее Россию Сергей Пилатов, председатель правления саморегулируемой организации «Ассоциация маркетинговой индустрии «Рекламный Совет» (СРО «АМИ «РС»), сообщил о состоявшемся на днях заседании правления СРО, где обсуждалось несколько важных и принципиальных вопросов (подробнее см. здесь и здесь). Среди них – и укрепление взаимодействия с МАИРК. Прежде всего речь идёт о передаче опыта по созданию и развитию системы саморегулирования рекламной отрасли. Другой – создание перспективного плана мероприятий с участием Ассоциации «Рекламный Совет». Он будет доступен и членам ассамблеи, чтобы они могли принимать по своему желанию участие в тех или иных конференциях и семинарах. Также Сергей Пилатов сказал, что члены правления СРО одобрили разработанную координационным советом коммуникационной индустрии при Общественной палате РФ Этическую хартию коммуникационных индустрий России.
Участвовавший в онлайн-заседании МАИРК Сергей Стешов, возглавляющий Нижегородское представительство СРО «АМИ «РС», выразил желание стать в МАИРК координатором направления, отвечающего за проведение публичных мероприятий ассамблеи. Возражений не последовало.
В конце 2021 года нижняя палаты парламента Узбекистана приняла новую редакцию закона о рекламе, теперь проект рассмотрит Сенат и, если всё будет в порядке, он поступит на подпись президенту страны. Об этом рассказал Анвар Юлдашев (Национальная ассоциация индустрии рекламы Узбекистана). При этом, как подчеркнул спикер, большая часть предложений, сделанных рекламным сообществом, была депутатами принята.
«Мы рассматриваем это как большую нашу победу»,
– подчеркнул Анвар Юлдашев.
Далее он напомнил, что ассамблея приняла решение ежемесячно, по плану, обсуждать одну важную для всех тему. В качестве таковой для февральского заседания Анвар Юлдашев предложил проблему, связанную с совершенствованием регулирования внешней рекламы.
В свою очередь, Сергей Пилатов проинформировал, что в перспективном плане мероприятий СРО «АМИ «РС» значится аналогичное, касающееся вопроса разграничения понятий вывеска/реклама (его проведение запланировано на первый квартал совместно с членом СРО – Ассоциацией производителей средств визуальной рекламы и информации «Визком»). Разумно, предложил Сергей Пилатов, объединить эти два предложения. Участники заседания с этим согласились, точная дата будет определена в ближайшее время.
(Соб. инф.)