Состоялось очередное заседание Общественного совета при Федеральной антимонопольной службе (ФАС) России. В центре внимания его участников было обсуждение путей развития биржевой торговли. В частности, речь шла о формировании национальной системы ценовых индикаторов.
Открыл заседание председатель Общественного совета при ФАС России Андрей Шаронов. Позицию ведомства по вопросу формирования системы национальных ценовых индикаторов представил заместитель руководителя ФАС России Андрей Цыганов и начальники профильных управлений. В заседании по видеоконференцсвязи принял участие член Общественного совета при ФАС России, заместитель председателя общественного совета при Санкт-Петербургском УФАС, председатель правления саморегулируемой организации «Ассоциация маркетинговой индустрии «Рекламный Совет» Сергей Пилатов.
Андрей Цыганов напомнил о «дорожной карте» развития биржевой торговли, которую разработала ФАС России. Её ключевая задача – расширение границ биржевых торгов, то есть вовлечение в них новых товарных групп. Документ, утверждённый распоряжением правительства РФ, создан в целях реализации Национального плана развития конкуренции на 2021 – 2025 годы. Биржевые торги – это один из источников справедливых рыночных цен и способов недискриминационного доступа к товарам.
Сейчас перед ФАС России стоит задача распространить этот инструмент на рынок металлопродукции и другие сферы экономики. Эту тему в своём докладе поднял вице-президент Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи Антон Карпов. Члены общественного совета подчеркнули важность роста доверия к национальным индексам и качеству ценовой информации.
Также Андрей Цыганов отметил, что совместно с другими ведомствами необходимо добиваться увеличения объёмов реализуемых на бирже товаров и появления новых, формированию национальных ценовых индикаторов на продукцию, не зависящих от внешних факторов. Кроме того, важно обеспечить переток объёмов предложения участников процесса в соответствии со спросом на внутреннем рынке.
Для формирования системы отечественных ценовых индикаторов будут использоваться данные биржевых торгов и внебиржевых договоров. Как отметила начальник управления регулирования ТЭК и химической промышленности ФАС России Елена Цышевская, это наиболее релевантный способ определения цен на товарном рынке. Ранее ведомство разработало проект методики о формировании отечественных индикаторов. Законопроект о внесении изменений в Федеральный закон «Об организованных торгах» Минфина России позволит расширить номенклатуру товаров и повысить их ликвидность.
Начальник управления контроля промышленности ФАС России Мария Бабикова отметила, что товарные рынки, по которым формируются ценовые индикаторы, отличаются по своим характеристикам, в том числе с точки зрения информационной открытости. Во время работы над формированием системы национальных ценовых индикаторов необходимо придерживаться взвешенного подхода и принимать во внимание особенности работы товарных рынков. Например, на рынках промышленных товаров (металлов и строительных материалов) сложившиеся ценовые индикаторы, как правило, отражают цены на рынке в определённый период времени и используются с целью мониторинга ситуации. Доминирующим компаниям надлежит устанавливать цены с учётом уровня необходимых расходов и прибыли. Использование ценовых индикаторов в качестве обоснования повышения цены также не соответствует практике применения антимонопольного законодательства.
В ходе заседания с докладом выступила начальник управления по взаимодействию с территориальными органами и координации проектов по развитию конкуренции ФАС России Оксана Кузнецова. На текущий период на 32 товарных рынках, предусмотренных Стандартом развития конкуренции, более 90% регионов обеспечили достижение ключевых показателей. Для поддержания этой тенденции предложено создать условия для мотивации органов власти и местного самоуправления к развитию конкуренции в регионах, а также упростить процессы подготовки отчётности при реализации Стандарта развития конкуренции.
В рамках заседания члены Общественного совета обсудили взаимодействие службы с референтными группами, реализацию Концепции открытости и работу службы с открытыми данными.
(По информации пресс-службы ФАС России)