8 800 201-50-52
Пн-Пт с 10:00 до 19:00

Чувствовать ответственность перед детьми

 

После обсуждения особенностей рекламы финансовых услуг (см. здесь) участники состоявшегося в Казани 23-го расширенного заседания Координационного совета по рекламе (КСР) при Межгосударственном совете по антимонопольной политике стран, входящих в СНГ (МСАП), перешли к другой, не менее актуальной теме – «Защита детей от недобросовестной рекламы: законодательные ограничения и этические самоограничения».

Напомним, что заседание КСР проходило в столице Татарстана в рамках индустриальных дней «Реклама. Репутация. Сотрудничество», инициаторами которых выступили саморегулируемая организация «Ассоциация маркетинговой индустрии «Рекламный Совет» (СРО «АМИ «РС») и учебно-методический центр Федеральной антимонопольной службы (УМЦ ФАС) России (с отчётом о пленарном заседании можно ознакомиться здесь).

Модерировали заседание, посвящённое защите детей от недобросовестной рекламы, заместители председателя КСР при МСАП, председатель Национальной ассоциации индустрии рекламы Узбекистана Анвар Юлдашев и председатель Исполкома КСР при МСАП, председатель правления СРО «АМИ «РС» Сергей Пилатов.

Открыла дискуссию Татьяна Никитина, начальник управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции ФАС России. Она напомнила, что в российском законе о рекламе есть специальные нормы, защищающие именно детей. Прежде всего речь идёт о статье 6 ФЗ «О рекламе», которая направлена на защиту несовершеннолетних в рекламе от злоупотреблений их доверием и недостатком опыта.

«Нормы указанной статьи носят, в целом, характер весьма понятный с точки зрения общечеловеческого восприятия и не часто антимонопольные органы сталкиваются с нарушением таких норм»,

– подчеркнула спикер.

Кроме того, к требованиям, направленным на защиту несовершеннолетних в рекламе, по словам Татьяны Никитиной, можно отнести положения, связанные с требованиями к рекламе информационной продукции: согласно части 10.1 статьи 5 ФЗ «О рекламе» не допускается размещение рекламы информационной продукции, подлежащей классификации в соответствии с требованиями ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» без указания категории данной информационной продукции. Ещё один запрет содержится в части 10 статьи 5 ФЗ «О рекламе» – не допускается размещение рекламы в учебниках, учебных пособиях, другой учебной литературе, предназначенных для обучения детей по основным образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования, школьных дневниках, включая электронные, тетрадях.

«Кроме того, Федеральный закон «О рекламе» содержит запреты на обращение к несовершеннолетним в рекламе алкогольной продукции, лекарственных средств, медицинских изделий, в рекламе оружия и рекламе продукции военного назначения, в рекламе основанных на риске игр, пари. При этом не допускается использование образов несовершеннолетних в рекламе оружия и продукции военного назначения, а также в рекламе алкогольной продукции, основанных на риске игр и пари в рамках общего запрета на использование образов людей»,

– пояснила Татьяна Никитина и констатировала:

«С точки зрения регулятора, норм защиты хватает и работают они эффективно».

Сергей Пилатов посвятил своё выступление международному опыту, подробно рассказав о результатах проведённого Европейским альянсом по рекламным стандартам и Международным советом по саморегулированию рекламы в ряде стран исследования «Национальные правила и стандарты саморегулирования маркетинга и рекламы в отношении детей и несовершеннолетних». В нём идёт речь о том, как регулируется «детская» реклама, какие есть градации отнесения к детскому возрасту и связанные с этим ограничения.

Важно отметить, подчеркнул Сергей Пилатов, что это исследование было проведено по запросу СРО «АМИ «РС». Из него следует, что в большинстве стран есть специальные законы, нормы кодексов и т.п., касающиеся защиты несовершеннолетних от недобросовестной рекламы. Их соблюдение строго контролируют органы рекламного саморегулирования. При этом упор делается на запрет рекламы так называемых вредных продуктов – с высоким содержанием, соли, жира, сахара, на их рекламу в учебных заведениях особенно, а также на запрет прямого маркетинга по отношению к детям и на использование в рекламе изображений несовершеннолетних.

«Важно обращать внимание не только на содержание рекламы, которая может принести вред молодому поколению, но и на место её размещения. Надо чувствовать ответственность перед детьми!»

– так эмоционально завершил свою презентацию Сергей Пилатов.

Анвар Юлдашев в своём выступлении попросил обратить внимание на системные вопросы, касающиеся защиты детей от нежелательной рекламы, которые требуют оперативного решения. К ним он отнёс отсутствие должного контроля за вывесками и незаконно размещённой внешней рекламой, отсутствие (и пока невозможность) контроля цифрового пространства, рост эксплуатации сексульных образов в рекламе, особенно в интернете.

В дискуссии также приняли участие первый вице-президент Ассоциации коммуникационных агентств России, член правления СРО «АМИ «РС» Валентин Смеляков, вице-президент Союза рекламистов Азербайджана Тамилла Нагиева,  начальник управления защиты прав потребителей и контроля за рекламой министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь Инна Гаврильчик и по ВКС член Комиссии по защите конкуренции Республики Армения Ануш Беглоян.

***

В следующей публикации мы расскажем о заседании КСР при МСАП, посвящённом новому в законотворчестве и правоприменении в странах СНГ, выбору председателя КСР и его заместителей, назначению даты и места следующего, 24-го заседания.

Также сообщаем, что со всеми материалами заседания КСР и презентациями можно знакомиться по ссылке https://sovetreklama.ru/kazan/.

(Соб.инф.)

После обсуждения особенностей рекламы финансовых услуг (см. здесь) участники состоявшегося в Казани 23-го расширенного заседания Координационного совета по рекламе (КСР) при Межгосударственном совете по антимонопольной политике стран, входящих в СНГ (МСАП), перешли к другой, не менее актуальной теме – «Защита детей от недобросовестной рекламы: законодательные ограничения и этические самоограничения».