Член Общественного совета при Федеральной антимонопольной службе (ФАС) России, председатель правления саморегулируемой организации «Ассоциация маркетинговой индустрии «Рекламный Совет» (СРО «АМИ «РС») Сергей Пилатов принял участие по видеоконференцсвязи в совместном расширенном заседании общественного совета и экспертного совета по применению законодательства о рекламе при Ярославском межрегиональном УФАС России. Оно было посвящено вопросам рекламы финансовых услуг, в том числе выработке единых подходов к соблюдению рекламного законодательства на финансовом рынке.
Помимо членов советов встреча собрала представителей рекламного и финансового секторов, контролирующих органов, экспертного сообщества Ярославской и Костромской областей.
В своём выступлении Сергей Пилатов рассказал об опыте экспертной оценки жалоб на спорную рекламу в сфере финансов специалистами комитета по рассмотрению жалоб потребителей и обращений государственных органов, общественных организаций, служб мониторинга СРО «АМИ «РС». Он также сообщил, что один из ведущих банков Северной столицы – банк «Санкт-Петербург» подписал принятый в 2024 году Российский кодекс практики рекламы и маркетинговых коммуникаций, и на это финансовое учреждение практически нет жалоб от потребителей. Кроме того, Сергей Пилатов проинформировал участников совместного заседания, что в настоящее время Ассоциация банков России разрабатывает свои стандарты, касающиеся рекламы финансовых услуг.
Собравшиеся констатировали: на рынке по-прежнему распространены нарушения статьи 28 ФЗ «О рекламе», в том числе касающиеся некорректного донесения обязательной информации до потребителей, в частности изменяемой процентной ставки и т.п.. Зачастую нужная информация приводится в рекламе в недоступном виде: микроскопическим шрифтом, с использованием неконтрастных цветов или в ускоренном темпе речи в роликах на радио и ТВ. Согласно позиции ФАС России, поддержанной арбитражными судами, подобная практика приравнивается к отсутствию информации и введению потребителей в заблуждение.
На заседании были детально рассмотрены типичные нарушения, выявляемые в Ярославской и Костромской областях, а также предложения по унификации и повышению прозрачности подачи обязательных условий в рекламе финансовых услуг.
По итогам прошедшей дискуссии члены общественного совета приняли решение инициировать ряд дополнительных мер, направленных на повышение добросовестности рекламной практики, в том числе:
– проработать вопрос о конкретизации требований закона к рекламе финансовых услуг;
– разработать методические рекомендации по корректному размещению такой рекламы с учётом отечественной и зарубежной практики (включая опыт Республики Беларусь);
– организовать отдельную дискуссию по данной проблематике с Ярославской торгово-промышленной палатой для вовлечения в обсуждение широкого круга представителей бизнес-сообщества.
Прошедшее совместное заседание подтвердило важность консолидированной работы регулятора, экспертов и участников рынка для построения понятной и добросовестной рекламной среды в финансовом секторе, что является ключевым фактором защиты прав потребителей.
(По сообщению Ярославского межрегионального УФАС России)