8 800 201-50-52
Пн-Пт с 10:00 до 19:00

Апеллирование к теме секса для продвижения товаров – неэтичный приём

 

Эксперты комитета по рассмотрению жалоб потребителей и обращений государственных органов, общественных организаций, служб мониторинга саморегулируемой организации «Ассоциация маркетинговой индустрии «Рекламный совет» (СРО «АМИ «РС») посмотрели видеоролик, рекламирующий бургеры, и увидели в нём… изображение полового акта и явное нарушение ФЗ «О рекламе». Как, кстати, и десятки граждан, приславших свои возмущённые отклики в Калининградское управление Федеральной антимонопольной службы (УФАС) России.

В социальных сетях «ВКонтакте» и Instagram некоторое время тому назад появился видеоролик, где были такие слова:

«Уделать самому или разделить с другом? Такой вопрос не встанет, если ты закажешь бургеры от «Биг босса»! Тот самый случай, когда размер имеет значение»

и изображались обнажённые женские спина и ягодицы, поверх которых лежал бургер.

Он вызвал у калининградцев, скажем мягко, недоумение. Калининградское УФАС такое мнение граждан поддержало, увидев здесь признаки нарушения пункта 5 части 4 статьи 5  (реклама не должна содержать информацию порнографического характера) и части 6 статьи 5 ФЗ «О рекламе» (в рекламе не допускается использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений, в том числе в отношении пола, расы, национальности, профессии, социальной категории, возраста, языка человека и гражданина, официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов), религиозных символов, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также объектов культурного наследия, включённых в Список всемирного наследия). Тем не менее, антимонопольщики захотели получить и заключение экспертов СРО «АМИ «РС» (у УФАС со СРО подписано соглашение о взаимодействии), действительно ли ролик нарушает требования законодательства о рекламе, нормы Российского кодекса практики рекламы и маркетинговых коммуникаций и Кодекса рекламы и маркетинговых коммуникаций Международной торговой палаты (МТП).

Прежде всего члены комитета по жалобам СРО (их было 12) большинством голосов признали ролик адресованным неопределённому кругу лиц (то есть рекламой), которая, в свою очередь, имеет признаки нарушения части 6 статьи 5 ФЗ «О рекламе» (четверо экспертов, правда, с этим не согласились), но не нарушает требования пункта 5 части 4 статьи 5 этого же закона.

Что касается норм обоих кодексов, то восемь человек посчитали, что они нарушаются – речь идёт о статье 4 российского кодекса («Маркетинговая коммуникация не должна содержать какой-либо информации (в текстовой, звуковой или визуальной форме), нарушающей общепринятые принципы морали и нравственности») и статьи 3 международного («Маркетинговые коммуникации не должны содержать заявлений или аудиовизуальных элементов, нарушающих нормы приличия, в конкретный период существующие в стране и соответствующей культуре»).

Приведём несколько мнений экспертов, они весьма красноречивы:

«Реклама представляет собой имплицитное (скрытое, неявное. – Прим. ред.) изображение группового полового акта. Многолетняя правоприменительная практика исходит из того, что необоснованное апеллирование к теме секса для продвижения товаров является неэтичным приёмом, представляющим собой злоупотребления правом на свободу коммерческого слова. Поэтому подобные сюжеты квалифицируются как нарушение части 6 статьи 5 закона о рекламе»;

«Есть явный намёк на секс, но грань нарушения закона реклама не переходит. Возражения могут быть только по качеству креатива и воплощения»;

«Пошлая реклама, в очередной раз унижает женщин, да и детям придётся объяснять, если увидят и спросят»;

«Полная безвкусица, но это не нарушение, к сожалению. Если оценивать по этому критерию, то нужно запретить половину рекламы».

Выводы комитета по жалобам СРО «АМИ «РС» отправлены в Калининградское УФАС, и, думается, дело по факту нарушения рекламного законодательства будет возбуждено.

(Соб. инф.)

Вниманию потребителей рекламы!

Комитет по рассмотрению жалоб и обращений при первой в России саморегулируемой организации в области рекламы Ассоциации «Рекламный совет» действует с мая 2019 года. Для того, чтобы высказать свою претензию на недобросовестную рекламу, можно воспользоваться специальным доменом «реклама-жалоба.рф», с которого вы попадаете на страницу сайта СРО «АМИ «РС», где необходимо заполнить форму обращения с претензией. Также можно послать письмо с претензией на рекламу по адресу: Россия, Санкт-Петербург, 199226, а/я 38, или позвонить по телефону (812) 321-26-54, по которому окажут содействие в оформлении претензии.

 

Эксперты комитета по рассмотрению жалоб потребителей и обращений государственных органов, общественных организаций, служб мониторинга саморегулируемой организации «Ассоциация маркетинговой индустрии «Рекламный совет» (СРО «АМИ «РС») посмотрели видеоролик, рекламирующий бургеры, и увидели в нём… изображение полового акта и явное нарушение ФЗ «О рекламе». Как, кстати, и десятки граждан, приславших свои возмущённые отклики в Калининградское управление Федеральной антимонопольной службы (УФАС) России.