8 800 201-50-52
Пн-Пт с 10:00 до 19:00

Было бы нарушение, а статья найдётся…

 

Московское областное управление Федеральной антимонопольной службы (УФАС) России проинформировало саморегулируемую организацию «Ассоциация маркетинговой индустрии «Рекламный Совет» (СРО «АМИ «РС») о возбуждении дела в отношении ИП Налабординой С.А. по признакам нарушения пункта 1 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе» (см. «Справку» в конце материала). Это решение принято на основании выводов экспертов комитета по рассмотрению жалоб потребителей и обращений государственных органов, общественных организаций, служб мониторинга СРО «АМИ «РС», которые проанализировали запрос по поводу спорной рекламы, полученный через информационный ресурс реклама-жалоба.рф.

Потребитель пожаловался на размещённую в окнах торгового павильона с названием

«Табачный рай» (Московская область, Можайск, 1-я Железнодорожная улица) рекламную информацию следующего содержания:

«Табак Вейпы Кальяны Бонги и аксессуары Сигариллы и сигары Лучший ассортимент в городе Табак Трубочный Сигаретный Нюхательный Жевательный».

Заявитель полагает, что данная рекламная информация нарушает закон о рекламе, так как в России запрещена реклама и стимулирование продажи табака, табачных изделий или никотинсодержащей продукции, устройств для потребления никотинсодержащей продукции, кальянов, спонсорства табака или никотинсодержащей продукции.

Жалоба была изучена 11 членами комитета по рассмотрению жалоб СРО. С перевесом в один голос эксперты увидели в данном случае признаки нарушения требований пункта 8 статьи 7 ФЗ «О рекламе» (см. «Справку»). Восемь специалистов посчитали, что есть и иные нарушения требований закона о рекламе.

Вот какие были высказаны соображения. Те члены комитета по жалобам СРО, кто придерживается мнения о наличии нарушений рекламного законодательства, опирались на следующее.

Согласно пункту 1 статьи 9 закона о защите прав потребителей к обязательным требованиям к вывеске относятся указание на здании в месте нахождения организации её наименования, в том числе выполненного с использованием товарного знака или его части, адреса и режима работы организации. Наклейки на окнах вывеской не являются, а представляют собой рекламу табака, которая запрещена пунктом 8 статьи 7 ФЗ «О рекламе», и в этом случае запрет распространяется на всю категорию данных товаров без привязки к индивидуализации и возможности выделения отдельных групп или наименований. 

Другие эксперты мотивировали свою позицию так: в соответствии с письмом ФАС России «О разграничении понятий вывеска и реклама» объектом рекламирования может выступать тот товар, предназначенный для продажи или иного введения в гражданский оборот, который можно индивидуализировать, выделить среди однородной группы товаров. В рассматриваемом случае выделения из однородной группы товаров не происходит. Например, слово «табак» является обозначением всей этой группы, включающей до 95 видов растений, употребляемых для курения, нюхания или жевания. Таким образом просто упоминание табака не создаёт индивидуализированного объекта рекламирования. То же можно утверждать и относительно курительных принадлежностей. Следовательно, в материалах, поставленных под сомнение заявителем, не содержится объекта рекламирования. При его отсутствии информацию невозможно считать рекламой, то есть спорные материалы не являются рекламой, а потому статья 7 закона о рекламе «Объекты рекламирования, реклама которых не допускается» к ним не применима. 

В Ассоциации «Рекламный Совет» посчитали, что в связи с незначительным расхождением голосов нарушения требований пункта 8 части 7 ФЗ «О рекламе» не являются очевидными для принятии полноценного решения о соответствии или несоответствии данной рекламы законодательству.

Однако эксперты обратили внимание ещё на одно обстоятельство, за которое можно «зацепиться», а именно за утверждение «Лучший ассортимент в городе». Так как оно размещено непосредственно на месте продажи, то образует единый смысловой комплекс с коммерческим обозначением и товарным знаком, находящимися в непосредственной близости от указанной фразы. Следовательно, можно сказать, что «Табачный рай» предлагает лучший ассортимент в городе». В этом случае в наличии все признаки рекламы: есть информация, неопределённый круг лиц, привлечение внимания, формирование или поддержание интереса, продвижение на рынке, объект рекламирования. В качестве последнего выступает продавец товара «Табачный рай». А в соответствии с постановлением пленума ВАС РФ использование в рекламе сравнительной характеристики объекта рекламирования с иными товарами, например, путём употребления слов «лучший», «первый», «номер один», должно производиться с указанием конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение и который имеет объективное подтверждение. Такой критерий в нашем случае отсутствует, а значит, рекламу со словами «Лучший ассортимент в городе» следует считать недостоверной, нарушающей требования пункта 1 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе».

Выводы экспертов комитета по жалобам СРО «АМИ «РС» были направлены в Московское областное УФАС, а о реакции на них антимонопольщиков мы уже сообщили в начале материала.

Справка

В силу пункта 1 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе» недостоверной признаётся реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.

Согласно пункту 8 статьи 7 не допускается реклама табака, табачной продукции, табачных изделий, никотинсодержащей продукции, курительных принадлежностей, в том числе трубок, сигаретной бумаги, зажигалок, а также устройств для потребления никотинсодержащей продукции, кальянов.

(Соб. инф.)

 

Московское областное управление Федеральной антимонопольной службы (УФАС) России проинформировало саморегулируемую организацию «Ассоциация маркетинговой индустрии «Рекламный Совет» (СРО «АМИ «РС») о возбуждении дела в отношении ИП Налабординой С.А. по признакам нарушения пункта 1 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе» (см. «Справку» в конце материала). Это решение принято на основании выводов экспертов комитета по рассмотрению жалоб потребителей и обращений государственных органов, общественных организаций, служб мониторинга СРО «АМИ «РС», которые проанализировали запрос по поводу спорной рекламы, полученный через информационный ресурс реклама-жалоба.рф.