8 800 201-50-52
Пн-Пт с 10:00 до 19:00

Эксперты: информация на сайте производителя – не реклама, а значения слов в превосходной степени девальвировались

 

Эксперты комитета по рассмотрению жалоб потребителей и обращений государственных органов, общественных организаций, служб мониторинга саморегулируемой организации «Ассоциация маркетинговой индустрии «Рекламный совет» (СРО «АМИ «РС»), оценивая очередную спорную рекламу, высказали ряд любопытных соображений об особенностях рекламы в интернете, которые, как мы посчитали, будут интересны нашим читателям.

Прежде всего отметим, что жалоба на рекламу ООО «Аргус-Спектр» поступила в СРО непосредственно от потребителя из Петербурга, оформившего её на сайте ассоциации. Это – прямое следствие проводимой в городе рекламной кампании «Мы за здоровую рекламу в Санкт-Петербурге!», считают в саморегулируемой организации.

Итак, чем же остался недоволен петербуржец? На официальном сайте ООО «Аргус-Спектр» (https://argus-spectr.ru/) в рубрике «Новости» опубликована следующая информация:

«Технология передачи данных в системе обладает превосходными характеристиками, включая дальность связи, ёмкость и энергопотребление. В состав оборудования входят беспроводные модели практически всех типов пожарных и охранных извещателей, оповещателей, технологических датчиков. Из особенностей системы можно также отметить наличие таких уникальных устройств, как беспроводной пожарный линейный извещатель; дымовой извещатель, совмещённый с речевым оповещателем, и устройство персонального оповещения и вызова». 

Заявителя смутили слова «превосходный», «уникальный», использованные в рекламном тексте, по его мнению, без объективного критерия, как того требует законодательство. А значит, налицо все признаки нарушения пункта 1 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе»: недостоверной признаётся реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.

Для вынесения объективного решения по данному запросу СРО силами 11 экспертов комитета по жалобам оценила соответствие данной рекламы требованиям законодательства, нормам Российского кодекса практики рекламы и маркетинговых коммуникаций и Кодекса рекламы и маркетинговых коммуникаций Международной торговой палаты. В итоге было принято решение, что в интернет-рекламе ООО «Аргус-Спектр» нарушений положений ФЗ «О рекламе» и норм обоих кодексов не выявлено. Однако в данном случае особый интерес представляют мотивы, которыми руководствовались эксперты.

Большинством голосов (восемь против трёх) они определили, что реклама не содержит каких-либо сравнительных характеристик, и в пропорции 10 к одному посчитали, что в ней нет, соответственно, и никаких нарушений. 

Специалисты комитета по жалобам СРО обратили внимание, что в России сложилось специфическое понимание рекламы в интернете, не принятое во внимание заявителем. В соответствии с письмом ФАС России от 28.08.2015 «не является рекламой информация о производимых или реализуемых товарах, размещённая на сайте производителя или продавца данных товаров, если указанные сведения предназначены для информирования посетителей сайта о реализуемых товарах». 

Кроме того, данная публикация воспроизводит фрагмент статьи В.Кривошонка «Обзор радиоканальных систем безопасности на российском и зарубежном рынке», опубликованной в каталоге «Пожарная безопасность». В соответствии же с законом о рекламе его требования не распространяются на справочно-информационные и аналитические материалы (обзоры внутреннего и внешнего рынков, результаты научных исследований и испытаний), не имеющие в качестве основной цели продвижение товара на рынке и не являющиеся социальной рекламой. Таким образом нарушений законодательства о рекламе в статье нет, так как она не является рекламой по двум вышеназванным основаниям.

Также эксперты отметили, что использование в рекламе избитых клише а-ля «уникальные», «эксклюзивные», «превосходные» и им подобных стало общепринятым,  фактически девальвировав изначальные значения этих слов. То есть употребление подобных эпитетов уже не воспринимается аудиторией, как обозначение преимущества товара/услуги. Кроме того, вынесение вердикта относительно наличия или отсутствия факта нарушения закона без проведения дополнительной экспертизы (действительно ли товар/услуга имеет уникальные характеристики или рекламодатель пытается ввести в заблуждение потребителей) невозможно.

Далее, подчеркнули эксперты, спорная информация состоит из нефактологических, оценочных суждений, которые не могут быть проверены на предмет соответствия действительности. Более того, утверждая о том, что данная информация является формой недобросовестной конкуренции, заявитель должен представить хотя бы минимальный объём информации, подтверждающий доводы о нечестности поведения лица на рынке. В противном случае подобные жалобы нивелируют значение презумпции невиновности, превращая процесс рассмотрения жалобы в инквизиционный, поскольку рекламодатель вынужден опровергать беспочвенное утверждение о его недобросовестности. Однако в заявлении подобных фактов не приведено, поэтому невозможно проверить обоснованность жалобы, более того, жалоба физического лица на недобросовестную конкуренцию выглядит как злоупотребление правом, поскольку по отношению к гражданину подобный хозяйствующий субъект не может совершать действий, образующих составы недобросовестной конкуренции.

И в завершение эксперты отметили, что для оценки соответствия действительности отдельных утверждений в рекламе необходимо получить от заявителя информацию о том, какие факты или сравнения, приведённые в ней, являются недостоверными и почему. Без такой информации оценка достоверности рекламы не может быть произведена.

(Соб. инф.)

Вниманию потребителей рекламы!

Комитет по рассмотрению жалоб и обращений при первой в России саморегулируемой организации в области рекламы Ассоциации «Рекламный совет» действует с мая 2019 года. Для того, чтобы высказать свою претензию на недобросовестную рекламу, можно воспользоваться специальным доменом «реклама-жалоба.рф», с которого вы попадаете на страницу сайта СРО «АМИ «РС», где необходимо заполнить форму обращения с претензией. Также можно послать письмо с претензией на рекламу по адресу: Россия, Санкт-Петербург, 199226, а/я 38, или позвонить по телефону (812) 321-26-54, по которому окажут содействие в оформлении претензии.