Не часто так случается, чтобы реклама, поступившая для экспертной оценки её соответствия нормам законодательства в комитет по рассмотрению жалоб потребителей и обращений государственных органов и общественных объединений саморегулируемой организации «Ассоциация маркетинговой индустрии «Рекламный совет» (СРО «АМИ «РС»), удостаивалась бы таких оценок, как «отличная реклама», «это реклама с хорошим социальным подтекстом, отличная кампания», «грамотная подача рекламной информации», «реклама корректная, позитивная и полезная» и, наконец, «реклама заслуживает не административного разбирательства, а поддержки и рассмотрения её как положительного образца».
Что же это за реклама, которая вызвала вопросы и претензии у одного из жителей Ленинградской области и положительный отклик экспертов СРО?
В управление Федеральной антимонопольной службы (УФАС) России по Ленинградской области поступило заявление от гражданина с жалобой на рекламный видеоролик услуг компании-оператора Tele2 (он транслировался на телеканалах СТС и ТВ-3). Ролик представляет собой диалоги между людьми в формате ответов на вопросы, где обсуждается возможность использования мобильного интернета и звучат следующие фразы:
«Научите близких пользоваться мобильным интернетом вместе с Tele2», «Подробности на сайте Tele2 и в салонах связи».
Казалось бы, никакого криминала. Но вот через 1 минуту 35 секунд с начала ролика женщина рассказывает, что в регистратуре медицинского учреждения ей сказали, что записываться надо по интернету, после чего она констатирует, что чувствует себя неловко… Так вот заявитель посчитал, что данная реклама вводит потребителя в заблуждение относительно необходимости записи на приём к врачу только по интернету, а также навязывает необходимость подключения мобильного интернета.
Учитывая действующее соглашение о взаимодействии, Ленинградское УФАС, прежде чем вынести свой вердикт, обратилось в СРО «АМИ «РС» с просьбой оценить соответствие видеоролика требованиям ФЗ «О рекламе» и Кодекса рекламы и маркетинговых коммуникаций Международной торговой палаты.
Эксперты комитета по рассмотрению жалоб СРО, внимательно изучив рекламный ролик оператора Tele2, единогласно проголосовали за то, что в нём нет нарушений рекламного законодательства и норм международного кодекса. Свою позицию они пояснили так.
Прежде всего в ролике нет указаний на то, что онлайн-запись является единственно возможным доступом к медицинским услугам. Запись по интернету представляется как рекомендуемая, но не безальтернативная. Введения потребителя в заблуждение в рекламе также нет, так как подобное высказывание сотрудницы регистратуры действительно может звучать и часто звучит в медучреждениях, оно может интерпретироваться как совет, а вовсе не как предписание. Нет в ролике, по мнению экспертов, и навязывания услуги предоставления мобильного интернета, речь идёт лишь об удобстве его использования, а не об обязательности. Кроме того, рекламное предложение здесь не содержит признаков его агрессивной подачи, да и вообще телевизионный канал распространения в принципе исключает возможность что-то навязать, то есть лишить зрителя возможности выбора.
Эксперты комитета по жалобам СРО предположили, что основанием претензии заявителя могла послужить регламентация, содержащаяся в пункте 4 части 4 статьи 5 ФЗ «О рекламе», где отмечено, что реклама не должна формировать негативное отношение к лицам, не пользующимся рекламируемыми товарами, или осуждать таких лиц. Однако в данном ролике нет осуждения лиц, не использующих интернет, а имеет место сожаление о наличии неудобства, вызванного неумением им пользоваться. Реклама не указывает на интернет как исключительный способ получения услуг или информации, а указывает на упрощение, ускорение, повышение качества жизни вследствие его использования. Пределы корректности – вопрос вкуса и личностных характеристик, поэтому восприятие посыла о «неловкости» вполне может вызывать некоторые смешанные чувства, но правонарушения здесь не усматривается.
Теперь читатели понимают, откуда взялись столь лестные экспертные оценки рекламного видеоролика, приведённые в начале нашей публикации?
(Соб. инф.)