8 800 201-50-52
Пн-Пт с 10:00 до 19:00

Эксперты признали слово «замебелись» средством художественной выразительности

 

Ярославское управление Федеральной антимонопольной службы (УФАС) России по обращению физического лица возбудило дело по факту распространения рекламы торгового центра «Мебель Маркт» с признаками нарушения части 6 статьи 5 ФЗ «О рекламе» (см. «Справку» в конце материала) и обратилось в саморегулируемую организацию «Ассоциация маркетинговой индустрии «Рекламный Совет» (СРО «АМИ «РС») с просьбой оказать содействие в разрешении вопроса о том, действительно ли в рекламе использовано словосочетание, которое может быть воспринято как нецензурное.

Девять членов комитета по рассмотрению жалоб потребителей и обращений государственных органов, общественных организаций, служб мониторинга СРО внимательно изучили присланную из Ярославля рекламу. Она распространялась в городе на рекламных конструкциях с текстом:

«Мебель Маркт. Центр мебели и интерьера. Скоро открытие. Всё будет замебелись!» и контактными данными.

Очевидно, что предметом для дискуссии является слово «замебелись» и, соответственно, выражение «Всё будет замебелись!»

Подавляющим большинством голосов эксперты комитета по жалобам посчитали, что в рекламе нет нарушений рекламного законодательства, в том числе и части 6 статьи 5, то есть в тексте нет слова/словосочетания, которое может быть воспринято потребителями рекламы как относящееся к нецензурной лексике. 

По мнению специалистов Ассоциации «Рекламный Совет», вопрос о бранном значении того или иного слова является вопросом не мнения, а факта, который в данном случае устанавливается путём обращения к словарю. Между тем, слова «земебелись» не закреплено в словаре русского языка, поскольку оно является так называемым  окказионализмом (от латинского occasionalis – случайный). Это индивидуально-авторский неологизм, созданный согласно существующим в языке словообразовательным моделям и использующийся исключительно в условиях определённого контекста как лексическое средство художественной выразительности или языковой игры (сравните с такими словами, используемыми в рекламе, как «сникерсни», «отмаксидомь», «наедалово»). Окказионализмы обычно не получают широкого распространения и не входят в словарный состав языка. С учётом данных обстоятельств слово «земебелись» необходимо квалифицировать в буквальном значении как окказионализм с авторским значением: много мебели, завалы мебели, то есть, считают большинство экспертов комитета по жалобам СРО, данное слово в контексте не имеет бранного значения.

С другой стороны, они отмечают, что можно было бы поставить вопрос об оскорбительности выражения в целом, поскольку его построение специфично и повторяет структуру известной фразы с использованием матерного слова (именно такой позиции придерживаются два члена комитета по жалобам, которые увидели в рекламе мебельного центра признаки нарушения части 6 статьи 5 ФЗ «О рекламе»). Однако и на этот вопрос остальные эксперты дали отрицательный ответ, поскольку смысловой акцент выражения по-прежнему стоит на корне «мебел», который лишает словесную конструкцию оскорбительности.

Тем не менее, в ответе, который СРО «АМИ «РС» отправила в Ярославское УФАС, хоть и сделан вывод об отсутствии в рекламе мебельного центра нарушений положений ФЗ «О рекламе», рекомендовано направить рекламодателю экспертное решение, обратив внимание на особое мнение ряда экспертов.

Справка

В силу части 6 статьи 5 ФЗ «О рекламе» в рекламе не допускается использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений, в том числе в отношении пола, расы, национальности, профессии, социальной категории, возраста, языка человека и гражданина, официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов), религиозных символов, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также объектов культурного наследия, включённых в Список всемирного наследия.

(Соб. инф.)

 

Ярославское управление Федеральной антимонопольной службы (УФАС) России по обращению физического лица возбудило дело по факту распространения рекламы торгового центра «Мебель Маркт» с признаками нарушения части 6 статьи 5 ФЗ «О рекламе» (см. «Справку» в конце материала) и обратилось в саморегулируемую организацию «Ассоциация маркетинговой индустрии «Рекламный Совет» (СРО «АМИ «РС») с просьбой оказать содействие в разрешении вопроса о том, действительно ли в рекламе использовано словосочетание, которое может быть воспринято как нецензурное.