Эксперты комитета по рассмотрению жалоб потребителей и обращений государственных органов, общественных организаций, служб мониторинга саморегулируемой организации «Ассоциация маркетинговой индустрии «Рекламный совет» (СРО «АМИ «РС») посчитали допустимым использование в современной наружной рекламе слова «халява» и производных от него. В том числе и в российской культурной столице – Санкт-Петербурге.
В петербургский комитет по культуре пришла жалоба на рекламные плакаты (их минувшим летом в городе было много) фирмы Spot, занимающейся среди прочего заменой масла в двигателях автомобилей. Заявителя смутило использование слова «халявно» («оно не является нормой русского языка») и то, что реклама висела вблизи агитационных плакатов, приглашающих проголосовать за поправки в Конституцию, где шла речь и о статусе русского языка…
Из комитета по культуре транзитом через комитет по печати и взаимодействию со СМИ правительства Петербурга жалоба попала в управление Федеральной антимонопольной службы (УФАС) России по Санкт-Петербургу, а уже оттуда в СРО «АМИ «РС», перед которой поставили задачу определить, соответствует ли данная реклама требованиям законодательства Российской Федерации, нормам Российского кодекса практики рекламы и маркетинговых коммуникаций и Кодекса рекламы и маркетинговых коммуникаций Международной торговой палаты.
Рекламный плакат оценивали 15 квалифицированных экспертов комитета по жалобам СРО. Большинством голосов они посчитали, что нарушений положений ФЗ «О рекламе» в данном случае нет, как и норм обоих рекламных кодексов.
Мотивация была следующей.
По мнению преобладающего числа специалистов комитета, слово «халявно» не является ругательством или оскорблением, его можно отнести к жаргону или просторечиям, но использование таких слов не противоречит законодательству РФ. Определение слова «халява» дано в том числе и в знаменитом толковом словаре С.И. Ожегова, в связи с чем говорить об издевательстве над русским языком также не приходится.
Если перейти на юридическую терминологию, то эксперты отметили следующее. В соответствии с частью 11 статьи 5 ФЗ «О рекламе» при производстве, размещении и распространении рекламы должны соблюдаться требования законодательства о государственном языке Российской Федерации. В соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 3 ФЗ «О государственном языке Российской Федерации» государственный язык Российской Федерации подлежит обязательному использованию в рекламе. При этом при использовании русского языка как государственного языка Российской Федерации не допускается использования слов и выражений, не соответствующих нормам современного русского литературного языка (пункт 6 статьи 1 указанного закона). Таким образом в рассматриваемой рекламе нарушений нет.
Особых мнений от экспертов комитета по жалобам СРО «АМИ «РС» не поступило.
Все заинтересованные стороны были проинформированы о выводах специалистов саморегулируемой организации.
(Соб. инф.)
Вниманию потребителей рекламы!
Комитет по рассмотрению жалоб и обращений при первой в России саморегулируемой организации в области рекламы Ассоциации «Рекламный совет» действует с мая 2019 года. Для того, чтобы высказать свою претензию на недобросовестную рекламу, можно воспользоваться специальным доменом «реклама-жалоба.рф», с которого вы попадаете на страницу сайта СРО «АМИ «РС», где необходимо заполнить форму обращения с претензией. Также можно послать письмо с претензией на рекламу по адресу: Россия, Санкт-Петербург, 199226, а/я 38, или позвонить по телефону (812) 321-26-54, по которому окажут содействие в оформлении претензии.