8 800 201-50-52
Пн-Пт с 10:00 до 19:00

Интонация, как и слово, не воробей, вылетит – не поймаешь…

 

То, насколько важны интонация и расположение слов в предложении при записи рекламного аудиоролика, наглядно демонстрирует один рассмотренных саморегулируемой организацией «Ассоциация маркетинговой индустрии «Рекламный совет» (СРО «АМИ «РС») примеров спорной рекламы.

В управление Федеральной антимонопольной службы (УФАС) России по Пермскому краю пожаловались две организации, занимающиеся продажей автомобилей, –  ООО «ДАВ-авто-Восток» и ООО «Практик-A». Их «гнев» вызвал рекламный ролик, прозвучавший на канале «Болид» в январе 2020 года следующего содержания:

«… пожалуй, самый большой склад новых автомобилей Hyundai в Перми ждёт вас! Единственный официальный дилер Hyundai «Восток моторс» на шоссе Космонавтов, 316в, телефон 254-44-44. Предложение не является публичной офертой. Количество автомобилей ограничено». 

Заявители посчитали, что указание на то, что «Восток моторс» – «единственный официальный дилер Hyundai» противоречит нормам законодательства, вводит потребителей в заблуждение. И ООО «ДАВ-авто-Восток», и ООО «Практик-A» представили в Пермское УФАС копии дилерских договоров с ООО «Хендэ мотор СНГ», из которых следует, что они также вполне себе официальные дилеры автомобилей Hyundai на территории Пермского края.

Рекламодатель, а это ООО «ВМ Юг», пояснил: слово «единственный» использовано в совокупности с адресом организации («единственный … на шоссе Космонавтов»), следовательно, относится к нему и не может восприниматься как утверждение о том, что компания – единственный официальный дилер Hyundai в Перми либо в Пермском крае.

Тем не менее, антимонопольщики для объективного и всестороннего рассмотрения дела попросили СРО «АМИ «РС» высказать своё экспертное мнение о том, способна ли спорная реклама создать у потребителя впечатление, что компания является единственным официальным дилером автомобилей Hyundai в Перми либо в Пермском крае, и, значит, нарушить требования ФЗ «О рекламе», нормы Российского кодекса практики рекламы и маркетинговых коммуникаций и Кодекса рекламы и маркетинговых коммуникаций Международной торговой палаты.

Запрос поступил в комитет по рассмотрению жалоб потребителей и обращений государственных органов, общественных организаций, служб мониторинга саморегулируемой организации. Эксперты комитета по жалобам (а в оценке рекламы участвовали девять специалистов), внимательно прослушав аудиоролик, были единодушны: реклама способна создать у потребителя впечатление о том, что «Восток моторс» (ООО «ВМ Юг») является единственным официальным дилером автомобилей Hyundai в регионе. Восемь экспертов посчитали, что реклама нарушает закон и нормы ранее названных кодексов (один с этим не согласился)

Мотив был следующим. Как определили специалисты комитета по жалобам, акценты в аудиоролике расставлены так, что у потребителя может сложиться впечатление, будто в рекламе речь идёт о в принципе единственном официальном дилере Hyundai. При этом указание на адрес («шоссе Космонавтов») воспринимается не как квалифицирующий признак «единственный дилер из всех возможных дилеров, расположенных на этом шоссе», на что намекал рекламодатель, а просто как адрес «Восток моторса», и, следовательно, носит навигационный характер, а не статусно-описательный.

Далее эксперты пояснили, что при произнесении словесной конструкции «Единственный официальный дилер Hyundai «Восток моторс» на шоссе Космонавтов…» делается пауза между словами «моторс» и «на шоссе», что явным образом обозначает разрыв между предложениями (точку либо запятую). Кроме того, после названия шоссе указан номер строения, что делает фразу бессмысленной, если предполагать, что «единственный» относится к местоположению на шоссе Космонавтов (получается, что это единственный дилер по данному адресу, что самоочевидно). 

Таким образом, по мнению подавляющего большинства экспертов, утверждение рекламодателя, что слово «единственный» использовано в совокупности с адресом организации и относится к нему, не соответствует действительности и является преднамеренным введением в заблуждение, а реклама нарушает требования пункта 20 части 3 статьи 5 (недостоверной признаётся реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения об изготовителе или о продавце рекламируемого товара) и части 7 статьи 5 (не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы) ФЗ «О рекламе». При этом выявлено нарушение норм, изложенных в статье 2 «Достоверность» Российского кодекса практики рекламы и маркетинговых коммуникаций и в статье 5 «Достоверность» международного кодекса.

Также эксперты отметили, что русский язык имеет правила, и если бы адрес стоял сразу после слова «единственный», то ещё можно было бы как-то оправдать данный посыл потребителю, хотя и это сомнительно. Но в прозвучавшей конфигурации это недопустимая трактовка.

(Соб. инф.)

Вниманию потребителей рекламы!

Комитет по рассмотрению жалоб и обращений при первой в России саморегулируемой организации в области рекламы Ассоциации «Рекламный совет» действует с мая 2019 года. Для того, чтобы высказать свою претензию на недобросовестную рекламу, можно воспользоваться специальным доменом «реклама-жалоба.рф», с которого вы попадаете на страницу сайта СРО «АМИ «РС», где необходимо заполнить форму обращения с претензией. Также можно послать письмо с претензией на рекламу по адресу: Россия, Санкт-Петербург, 199226, а/я 38, или позвонить по телефону (812) 321-26-54, по которому окажут содействие в оформлении претензии.

 

То, насколько важны интонация и расположение слов в предложении при записи рекламного аудиоролика, наглядно демонстрирует один рассмотренных саморегулируемой организацией «Ассоциация маркетинговой индустрии «Рекламный совет» (СРО «АМИ «РС») примеров спорной рекламы.