Эксперты комитета по рассмотрению жалоб потребителей и обращений государственных органов, общественных организаций, служб мониторинга саморегулируемой организации «Ассоциация маркетинговой индустрии «Рекламный Совет» (СРО «АМИ «РС»), оценивавшие поступившую из управления Федеральной антимонопольной службы (УФАС) России по Хабаровскому краю рекламу, призвали «психологически здорового потребителя фильтровать рекламную болтовню от конкретных обещаний».
Сама же наружная реклама ортодонтической клиники «СОК» размещена в Хабаровске на Большой улице, 95. На ней изображён мужчина, а текст гласит:
«Идеальное украшение – твоя улыбка. Виниры от доктора Островского изменят всё… Имеются противопоказания. Необходима консультация специалиста».

На рекламу в Хабаровское УФАС поступила жалоба. Заявитель полагает, что здесь имеют место признаки нарушения части 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе»: не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
В рамках профессионально-консультационного взаимодействия хабаровские антимонопольщики обратились в СРО «АМИ «РС» с просьбой провести экспертизу и дать оценку содержанию вышеуказанной рекламы с точки зрения введения в заблуждение.
К работе было привлечено шесть членов комитета по рассмотрению жалоб Ассоциации «Рекламный Совет». Изучив представленную для оценки рекламу, эксперты единогласно ответили «нет» на следующие вопросы:
– Могут ли быть расценены как преувеличение или недостоверное обещание слова «Изменят всё»?
– Создаётся ли впечатление, что виниры решат все проблемы (здоровье, внешний вид, личную жизнь и т.д.)?
– Имеются ли нарушения части 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе»?
– Имеются ли иные нарушения требований ФЗ «О рекламе»?
– Имеются ли нарушения норм Российского кодекса практики рекламы и маркетинговых коммуникаций (в редакции 2024 года) и Кодекса рекламы и маркетинговых коммуникаций Международной торговой палаты?
Свои ответы специалисты комитета по рассмотрению жалоб СРО «АМИ «РС» мотивировали следующим образом.
При вынесении решения о возможном нарушении ФЗ «О рекламе» следует исходить из презумпции наличия у потребителей в целом достаточного опыта, знаний, здравого смысла и здорового чувства юмора. Эксперты считают маловероятным, что обладающий этими качествами носитель русского языка, понимающий смысл термина «виниры», способен в данном контексте буквально истолковать значение слова «всё» (включая личную жизнь, мировую политику и устройство вселенной).
«К сожалению, это общая практика современной рекламы – обещать что-то невероятное и удивительное от потребления продукта без конкретизации. Здесь можно усмотреть элементы неэтичной манипуляции. Но мы не в силах изменить эту практику, с ней придётся смириться и рассчитывать на способность психологически здорового потребителя фильтровать рекламную болтовню от конкретных обещаний»,
– заключили члены комитета по рассмотрению жалоб Ассоциации «Рекламный Совет».
(Соб. инф.)