Есть ли в рекламе комиссионного магазина из Кстова некорректное сравнение или другие нарушения закона или нет, выясняли по просьбе управления Федеральной антимонопольной службы (УФАС) России по Нижегородской области эксперты комитета по рассмотрению жалоб потребителей и обращений государственных органов, общественных организаций, служб мониторинга саморегулируемой организации «Ассоциация маркетинговой индустрии «Рекламный Совет» (СРО «АМИ «РС»).
На фасаде здания по адресу: Нижегородская область, Кстово, улица 40 лет Октября, 12, у входа в комиссионный магазин «КУПЛЮ ВСЕ.РФ» справа и слева размещена следующая информации:
«КУПЛЮ ВСЁ
– ювелирные изделия,
– ноутбуки, смартфоны,
– строительная техника,
– и другие работающие вещи.
ПРОДАЖА/КОМИССИЯ»;
«СКУПКА»; «Проще, чем КРЕДИТ Выгоднее, чем ЛОМБАРД».
В Нижегородском УФАС находится на рассмотрении дело, возбуждённое по признакам нарушения закона о рекламе. Как отмечают антимонопольщики, использование в рекламе терминов «проще, чем…» и «выгоднее, чем..» должно производиться с указанием конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение и который имеет объективное подтверждение. Исходя из этого информация «Проще, чем КРЕДИТ Выгоднее, чем ЛОМБАРД» содержит некорректное сравнение и направлена на негативную оценку деятельности ломбардов и кредитных организаций. При этом слова «проще…» и «выгоднее…» выполнены мелким шрифтом, в то время как слова «КРЕДИТ» и «ЛОМБАРД» – крупным. При быстром прочтении или прочтении с большого расстояния потребитель может сделать вывод о том, что комиссионный магазин оказывает услуги ломбарда, а также услуги по кредитованию. В то же время комиссионный магазин «КУПЛЮ ВСЕ.РФ» не является ломбардом, в реестре ломбардов не состоит и в силу пункта 7 статьи 7 ФЗ «О рекламе» рекламировать свои услуги не может.
Такова позиция Нижегородского УФАС. Однако рекламодатель и он же владелец комиссионного магазина, ИП, не согласился с выводами сотрудников региональной службы и заявил ходатайство о проведении экспертизы. Вследствие чего антимонопольный орган в рамках действующего соглашения о взаимодействии обратился к специалистам СРО «АМИ «РС» с просьбой дать заключение на наличие/отсутствие признаков нарушений ФЗ «О рекламе».
Запрос оценивали пять экспертов комитета по жалобам Ассоциации «Рекламный Совет». Вот как они ответили на заданные им вопросы:
– имеется ли в тексте «Проще, чем КРЕДИТ Выгоднее, чем ЛОМБАРД» прямое
указание на какой-либо объект (-ы) или предмет (-ы), с которым сравнивается «кредит» по простоте и с которым сравнивается «ломбард» по выгодности? Единогласный ответ – «нет»;
– содержит ли данный текст негативную информацию о банках? «Нет» ответили члены комитета по жалобам;
– содержит ли текст информацию об отрицательной оценке деятельности ломбардов? И здесь ответ отрицательный;
– имеются ли в данном случае нарушения требований ФЗ «О рекламе»? Эксперты единогласно ответили, что «нет».
Свою позицию они мотивировали следующим образом. Признак «простоты» (независимо от сферы) является субъективным и вряд ли может быть основанием для объективного сравнения. Выгода может быть, по-видимому, определена каким-то способом, но в данном случае это сравнение должен делать потребитель с учётом
своих потребностей, поскольку она имеет не единственное измерение (выгодно, потому что быстро; выгодно, потому что сразу получаешь деньги; выгодно, потому что берут всё, и т.д.). При этом один из экспертов посчитал, что предъявленные к комиссионному магазину претензии надуманны и, возможно, исходят от конкурентов.
Итак, в Нижегородское УФАС из СРО «АМИ «РС» ушёл ответ, в которым говорится, что эксперты комитета по жалобам не увидели в рассмотренной ситуации нарушений ФЗ «О рекламе», а также норм Российского кодекса практики рекламы и маркетинговых коммуникаций в редакции от 2024 года и Кодекса рекламы и маркетинговых коммуникаций Международной торговой палаты.
(Соб. инф.)