Получив для оценки с точки зрения наличия/отсутствия нарушений рекламного законодательства рекламу из управления Федеральной антимонопольной службы (УФАС) по Хабаровскому краю, экспертам комитета по рассмотрению жалоб потребителей и обращений государственных органов, общественных организаций, служб мониторинга саморегулируемой организации «Ассоциация маркетинговой индустрии «Рекламный Совет» (СРО «АМИ «РС») предстояло решить, насколько правомочно использовать в рекламе картинку того самого места, на котором мы сидим.
Хабаровские антимонопольщики в ходе осуществлении государственного надзора за соблюдением рекламного законодательства обнаружили, что в городе разъезжает автофургон вот с такой рекламой:
«Что смотришь? Арендуй меня!!! Рифрежераторы (так в тексте. – Прим. ред.) до –20 С, категория «В», микроавтобусы 77-05-13 ул. Луговая, 29, 8-914-191-44-81. С авто полная ж..а (вместо слова – картинка. – Прим. ред.)? Тогда тебе к нам, сделаем из г…а конфетку (вместо этих двух слов – картинки. – Прим. ред.)! 77-05-13 ул. Луговая, 29»
«В рамках профессионально-консультационного взаимодействия Хабаровское УФАС России просит вас провести экспертизу и дать оценку содержанию вышеуказанной рекламы на использование в ней непристойных и (или) оскорбительных образов, выражений, бранных слов»,
– говорится в письме, отправленном территориальным антимонопольным органом в Ассоциацию «Рекламный Совет» (у СРО и УФАС заключено соглашение о сотрудничестве).
К экспертной оценке были привлечены шесть членов комитета по рассмотрению жалоб (КРЖ). В соотношении пять к одному они посчитали, что в рекламе есть непристойные и (или) оскорбительные образы, сравнения и выражения, бранные слова, что нарушает требования части 6 статьи 5 ФЗ «О рекламе» (см. «Справку»). В такой же пропорции эксперты решили, что нарушения других статей закона о рекламе в данном случае нет.
Свою позицию большинство членов КРЖ объяснили так. В рекламе явно видны непристойности, которые порой используются в частном общении, но они не вправе претендовать на навязывание себя неопределённому кругу лиц, каковой является публичная реклама. По мнению экспертов, графическое изображение непристойных слов вполне можно приравнять к их использованию, ассоциации тут однозначны и, кстати, прецедентов с подобными непристойностями в практике ФАС России, если говорить о словах «ж–а» или «задница» в рекламе, много.
Один из членов КРЖ, привлечённый для оценки хабаровской рекламы, выразил своё особое мнение, не согласившись с коллегами. Он считает, что данные визуальные символы, использованные в рекламе, не имеют однозначных вербализаций, это, как выразился эксперт, «разные семиотические системы, тем более если визуальный образ употреблён в ироническом, шутливом контексте. Это необязательно ж…а, а, возможно, и «полная попа». Слово «попа» не относится к оскорбительным или бранным, оно в словарях имеет помету «разговорное».
С позицией большинства членов КРЖ, увидевших в рекламе нарушение рекламного законодательства, как и с мнением одного из экспертов, Хабаровское УФАС было оперативно ознакомлено.
Справка
В силу части 6 статьи 5 ФЗ «О рекламе» в рекламе не допускается использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений, в том числе в отношении пола, расы, национальности, профессии, социальной категории, возраста, языка человека и гражданина, официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов), религиозных символов, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также объектов культурного наследия, включённых в Список всемирного наследия.
(Соб. инф.)