Вводит ли в заблуждение потребителей реклама со слоганом «Цена коррекции зрения меньше твоей будущей пенсии», разбирались 15 экспертов комитета по рассмотрению жалоб потребителей и обращений государственных органов, общественных организаций, служб мониторинга саморегулируемой организации «Ассоциация маркетинговой индустрии «Рекламный совет» (СРО «АМИ «РС»).
В управление Федеральной антимонопольной службы (УФАС) по Краснодарскому краю поступила жалоба на рекламу ООО «Глазцентр-Краснодар», размещённую в краевой столице на цифровом экране на пересечении улиц Красных Партизан и Тургенева, следующего содержания:
«Цена коррекции зрения меньше твоей будущей пенсии»
с изображением перечёркнутых очков, различной информацией и с данными организации (номер лицензии, адрес и т.п.) Заявитель посчитал рекламу некорректной, вводящей в заблуждение потребителей.
В свою очередь, краснодарские антимонопольщики сформулировали несколько вопросов, на которые попросили ответить членов комитета по жалобам СРО, а именно:
– Содержатся ли в рекламе непристойные и/или оскорбительные сравнения и выражения, в том числе в отношении профессии, социальной категории, возраста?
– Унижает ли реклама потребителей, намекая на маленькую пенсию в будущем?
– Имеются ли в рекламе нарушения требований рекламного законодательства РФ?
– Имеются ли в рекламе нарушения норм, изложенных в Российском кодексе практики рекламы и маркетинговых коммуникаций и в Кодексе рекламы и маркетинговых коммуникаций Международной торговой палаты?
Изучив представленные материалы, 14 экспертов на все вопросы ответили «нет», один голос был подан за ответ «да». Объяснения были следующие.
В рекламе нет оскорбления в отношении возраста, скорее, в ней констатируется общеизвестный факт о низких пенсионных выплатах в нашей стране. Реклама не вводит в заблуждение, так как сообщает примерный порядок цены коррекции зрения в шутливой, ироничной форме. Унижения потребителя не происходит, поскольку в рекламе нет насмешки над низким уровнем пенсий. Кроме того, в рекламе отсутствуют некорректные сравнения цен, поскольку пенсия ценой не является. Нет здесь и признаков «введения в заблуждение», поскольку можно предположить, что указание в рекламе на размер средней пенсии в 2020 году предпринято рекламодателем как раз в целях предупреждения возможных недоразумений. Это обстоятельство свидетельствует о добросовестности рекламодателя. Никто не будет делать вывод о выгодности цены услуги и принимать решение о её приобретении, полагаясь лишь на размер своей настоящей или будущей пенсии, поэтому реклама не может ввести в заблуждение.
«Обидеться можно на любую рекламу, но это не значит, что такая реклама нарушает требования закона»,
– справедливо констатировал один из членов комитета по жалобам СРО.
Вывод экспертов – нарушений положений ФЗ «О рекламе» не выявлено, как и норм обоих кодексов.
(Соб. инф.)
Вниманию потребителей рекламы!
Комитет по рассмотрению жалоб и обращений при первой в России саморегулируемой организации в области рекламы Ассоциации «Рекламный совет» действует с мая 2019 года. Для того, чтобы высказать свою претензию на недобросовестную рекламу, можно воспользоваться специальным доменом «реклама-жалоба.рф», с которого вы попадаете на страницу сайта СРО «АМИ «РС», где необходимо заполнить форму обращения с претензией. Также можно послать письмо с претензией на рекламу по адресу: Россия, Санкт-Петербург, 199226, а/я 38, телефон 8-800-201-50-52.