8 800 201-50-52
Пн-Пт с 10:00 до 19:00

Признаков нарушения закона о рекламе эксперты не выявили, но рекомендовали обходиться без образа «бога»

 

Допустимо ли использовать в наружной рекламе компьютерной игры образ «бога»? Этот вопрос обсуждали члены комитета по рассмотрению жалоб потребителей и обращений государственных органов, общественных организаций, служб мониторинга саморегулируемой организации «Ассоциация маркетинговой индустрии «Рекламный Совет» (СРО «АМИ «РС») при оценке спорной рекламы, поступившей из Кургана.

Житель этого уральского города обратился в местную прокуратуру с заявлением о том, что на билборде, расположенном возле дома №65 по улице Бажова в Кургане, размещён плакат следующего содержания:

«MORGENSTERN*БОГ ВЕРНЕТСЯ 22.02.2022*В МЕТА ВСЕЛЕННОЙ*NEON EARTH»

с изображением мужчины с обнажённым торсом, крыльями и нимбом над головой, числом 666 на лбу c признаками нарушения законодательства о рекламе. Жалоба была перенаправлена в Курганское управление Федеральной антимонопольной службы (УФАС) России. Антимонопольщики установили, что объектом рекламирования в данном случае является компьютерная программа, служащая для организации игрового процесса («компьютерная игра»).

«Анализируя содержание вышеуказанной рекламы, можно сделать вывод, что информация, содержащаяся в ней, обладает признаками нарушения части 6 статьи 5 ФЗ «О рекламе», выразившимся в размещении на рекламной конструкции непристойного образа, который может оскорблять чувства верующих различных конфессий. В целях полного, всестороннего и объективного рассмотрения дела Курганское УФАС полагает, что в данном случае возникает необходимость обращения за получением профессионального мнения экспертов Ассоциации маркетинговой индустрии «Рекламный Совет»,

– говорится в письме в СРО «АМИ «РС» (между ней и Курганским УФАС действует соглашение о взаимодействии).

Оценку спорной рекламы на её соответствие законодательству о рекламе в части содержания непристойных и оскорбительных образов давали пять экспертов комитета по жалобам СРО. Четверо из них посчитали, что в курганской рекламе нет признаков нарушения части 6 статьи 5 ФЗ «О рекламе», и все пятеро не нашли здесь иных нарушений закона о рекламе. 

Эксперты мотивировали свою позицию следующим образом. Согласно статье 14 Конституции РФ Россия – светское государство. Это означает, что религиозные убеждения являются вопросом частной сферы. Соответственно, органы публичной власти не могут оценивать оскорбление чувств верующих по собственной инициативе в отсутствии заявлений частных лиц, считающих себя оскорблёнными. Поскольку в данном деле соответствующих заявлений нет, то невозможно дать положительный ответ на поставленный вопрос, заключили члены комитета по жалобам СРО.

Один из экспертов углубился в проблему и в своём отзыве написал следующее:

«В данном макете не указывается, о каком боге идёт речь, чтобы обращаться к оценке мнения какой-либо конкретной конфессии. Если же под богом понимается образ, имеющий сходство с Бафометом, то тогда мы должны констатировать, что перед нами информация об оккультном вероисповедании, которое не запрещено в РФ. Соответственно, перед нами не реклама, а информация, имеющая признак миссионерской деятельности, которая в соответствии с положениями закона о свободе совести запрещена в публичном месте. То есть такая информация не нарушает закона о рекламе, но нарушает закон о свободе совести».

А вот его коллега не согласился, что данная реклама не нарушает часть 6 статьи 5 ФЗ «О рекламе». По его особому мнению, недопустимо в рекламе, где объектом рекламирования является любой коммерческий продукт (в нашем случае – компьютерная игра), использовать образ Бога, что является оскорблением чувств верующих, а согласно положениям, содержащимися в рекламных кодексах, что в российском, что в международном, реклама должна разрабатываться с чувством ответственности перед обществом, что не соответствует данному рекламному предложению.

В итоге большинством голосов экспертов комитета по жалобам СРО «АМИ «РС» было признано, что реклама, размещённая на билборде в Кургане, положения ФЗ «О рекламе» не нарушает. В то же время рекомендовано Курганскому УФАС направить рекламодателю экспертное решение, обратив внимание на особое мнение эксперта.

***

Напоминаем, что публикации о запросах, уже рассмотренных СРО «АМИ «РС» ранее, можно найти здесь, а протоколы и информацию об экспертах – на сайте ассоциации здесь

(Соб. инф.)

 

Допустимо ли использовать в наружной рекламе компьютерной игры образ «бога»? Этот вопрос обсуждали члены комитета по рассмотрению жалоб потребителей и обращений государственных органов, общественных организаций, служб мониторинга саморегулируемой организации «Ассоциация маркетинговой индустрии «Рекламный Совет» (СРО «АМИ «РС») при оценке спорной рекламы, поступившей из Кургана.