Очередная претензия, поступившая в саморегулируемую организацию «Ассоциация маркетинговой индустрии «Рекламный совет» (СРО «АМИ «РС»), касалась транслируемого на телеканалах СТС и ТНТ, в интернете видеоролика с рекламой прокладок Libresse от компании Essity. Заявитель посчитал, что данный рекламный продукт «является вторжением в интимную жизнь женщин и унижает их достоинство».
Ролик содержит видеоряд с эпизодами из жизни различных женщин, а также звуковое сообщение следующего содержания:
«Матка… Так много смешанных ощущений. Боль. Удовольствие. Любовь. Ненависть. Всё, что мы чувствуем: и плохое, и хорошее – это всегда непросто. Либресс. Живи смелее!»
Человеку, выразившему своё неудовольствие этой рекламой, показалось, что она слишком детально описывает физиологический процесс менструации и потому является неэтичной.
Видеоролик изучали 11 экспертов комитета по рассмотрению жалоб потребителей и обращений государственных органов, общественных организаций, служб мониторинга саморегулируемой организации. Им надо было ответить на целый ряд вопросов: содержатся ли в рекламе оскорбительные и/или непристойные образы, сравнения и/или выражения в отношении пола, допустима ли трансляция подобной рекламы на общедоступных телеканалах, имеются ли в рекламе нарушения требований закона о рекламе и норм Российского кодекса практики рекламы и маркетинговых коммуникаций и Кодекса рекламы и маркетинговых коммуникаций Международной торговой палаты?
10 из 11 специалистов комитета по жалобам посчитали, что в рекламе нет оскорбительных и/или непристойных образов, сравнений и/или выражений в отношении пола, она допустима для показа по ТВ, в ней нет нарушений ФЗ «О рекламе» и норм кодексов. У одного из экспертов было другое мнение.
Сначала о позиции большинства. В рекламе не показываются какие-либо неприемлемые подробности, физиологические процессы, используются общеупотребимые слова, а наименование органа (матка) не является оскорбительным словом. Реклама поднимает важную и непростую тему и раскрывает её приемлемым образом. По мнению экспертов, в рекламном ролике ставятся вопросы, имеющие важное идеологическое значение: сопряжённость боли и удовольствия, радости и страдания; осознания своего тела в этих разных проявлениях как равно требующих признания. При этом демонстрация рекламы прокладок лицам мужского пола, начиная с самого юного возраста, должна показать последним, что женщина заслуживает их уважения, в том числе и в своей «инаковости», а для женщин разных возрастов такой ролик обладает определённым просветительским смыслом. Таким образом, нарушений ни закона, ни кодексов не усматривается.
Эксперты также отметили, что в массе своей наше общество не готово к такому откровенному показу физиологических подробностей. Но вопрос, оставаться ли в рамках архаичного понимания важных моментов в жизни или менять это отношение, не так прост. Современные дети берут информацию из интернета и хорошо осведомлены во многих вопросах, которые табуированы традиционным обществом. Изображать отсутствие этого противоречия не имеет смысла. Это больше похоже на самоуспокоение представителей традиционной части общества.
Один из экспертов обратил внимание, что формально признаков нарушения ФЗ «О рекламе» в видеоролике не усматривается. Однако после анализа обсуждений подобных роликов в социальных сетях, можно сделать общий вывод: в большинстве случаев присутствуют негативные отклики и призывы к запрету рекламы. Пишут женщины, матери сыновей, о возникающем дискомфорте при совместном просмотре рекламы, о боязни возникновения у малолетних детей лишних вопросов, о возможных психологических травмах у детей. При этом есть и отзывы типа «что естественно, то не безобразно». Схожая рекламная кампания идёт уже несколько лет в разных странах и везде вызывает споры, её обсуждают, даже говорят о «новой вехе» в рекламе. Но при этом, полагает эксперт, хотелось бы рекомендовать рекламодателю учитывать степень готовности общества к восприятию такого контента и не травмировать лишними подробностями (сугубо интимными и даже отчасти медицинскими, например, при показе женщины в послеродовый период) детскую аудиторию.
В итоге заявителю была отправлена информация, что видеоролик не противоречит рекламному законодательству, а рекламодателю – заключение экспертов СРО «АМИ «РС», включая особое мнение одного из них.
(Соб. инф.)
Вниманию потребителей рекламы!
Комитет по рассмотрению жалоб и обращений при первой в России саморегулируемой организации в области рекламы Ассоциации «Рекламный совет» действует с мая 2019 года. Для того, чтобы высказать свою претензию на недобросовестную рекламу, можно воспользоваться специальным доменом «реклама-жалоба.рф», с которого вы попадаете на страницу сайта СРО «АМИ «РС», где необходимо заполнить форму обращения с претензией. Также можно послать письмо с претензией на рекламу по адресу: Россия, Санкт-Петербург, 199226, а/я 38.