8 800 201-50-52
Пн-Пт с 10:00 до 19:00

Ритуальные услуги не ограничены в обороте, а значит, имеют право на рекламу

 

«Образ экс-президента США не может рассматриваться как оскорбительный, также не является оскорбительным перечень ритуальных услуг» – большинством голосов посчитали эксперты комитета по рассмотрению жалоб потребителей и обращений государственных органов, общественных организаций, служб мониторинга саморегулируемой организации «Ассоциация маркетинговой индустрии «Рекламный Совет» (СРО «АМИ «РС»), которые оценивали макет наружной рекламы, размещённой в Волоколамске (Московская область).

Нюанс в том, что обсуждали члены комитета по жалобам СРО (в оценке участвовало 10 экспертов) рекламу ритуальных услуг. На ней изображено надгробие с портретом 44-го президента США и текстом следующего содержания:

«Ритуальная служба Волоколамского городского округа Памятники Ограды Ритуальные принадлежности Захоронение Кремация Груз 200 Перевозка Благоустройство»: 

Администрация Волоколамского городского округа Московской области выразила недовольство подобной рекламой. Её жалоба попала в управление Федеральной антимонопольной службы (УФАС) России по Московской области, которое, в свою очередь, в рамках действующего соглашения между управлением и СРО «АМИ «РС» попросило профессионалов рынка оценить спорную «наружку» на наличие/отсутствие признаков нарушения части 6 статьи 5 ФЗ «О рекламе», в которой говорится:

«В рекламе не допускается использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений, в том числе в отношении пола, расы, национальности, профессии, социальной категории, возраста, языка человека и гражданина, официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов), религиозных символов, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также объектов культурного наследия, включённых в Список всемирного наследия».

Девять из 10 экспертов комитета по жалобам СРО, участвовавших в оценке волоколамской рекламы, посчитали, что в ней нет признаков нарушения части 6 статьи 5 закона о рекламе, как и иных нарушений рекламного законодательства. Они руководствовались следующими соображениями.

В рекламе отсутствуют какие-либо бранные слова, непристойные или оскорбительные образы, сравнения и выражения. Изображение экс-президента США также не является оскорбительным, хотя и вряд ли может рассматриваться как удачная креативная находка. Кроме того, отметили эксперты, ритуальные услуги не ограничены в обороте, соответственно, их реклама не запрещена в том числе по этико-правовым основаниям. Содержание же данной рекламы не включает каких-либо элементов, которые могут восприниматься как неэтичные. Неприятное и шокирующее ощущение от такой рекламы, связанное с пугающей каждого человека темой ухода из жизни, нельзя отождествлять с критериями этики.

Но было и особое мнение у одного из членов комитета по жалобам СРО. Он посчитал, что здесь налицо нарушение права на изображение (статья 152.1 Гражданского кодекса РФ), а значит, и нарушаются требования части 11 статьи 5 закона о рекламе:

«При производстве, размещении и распространении рекламы должны соблюдаться требования законодательства Российской Федерации, в том числе требования гражданского законодательства, законодательства о государственном языке Российской Федерации».

Далее, полагает эксперт, в силу использования изображения человека также нарушаются статья 14 Кодекса рекламы и маркетинговых коммуникаций Международной торговой палаты (МТП) и статья 12 Российского кодекса практики рекламы и маркетинговых коммуникаций, а в силу использования персональных данных – ещё и статья 19.2 Кодекса МТП.

«В современной европейской, в частности российской культуре объявление живого человека мёртвым способно травмировать этого человека и его близких»,

– отметил член комитета по жалобам СРО, у которого было особое мнение.

В Московское областное УФАС было отправлено письмо с заключением экспертов СРО «АМИ «РС» и рекомендацией отправить этот документ рекламодателю, чтобы он обратил внимание на особое мнение.

(Соб. инф.)

 

«Образ экс-президента США не может рассматриваться как оскорбительный, также не является оскорбительным перечень ритуальных услуг» – большинством голосов посчитали эксперты комитета по рассмотрению жалоб потребителей и обращений государственных органов, общественных организаций, служб мониторинга саморегулируемой организации «Ассоциация маркетинговой индустрии «Рекламный Совет» (СРО «АМИ «РС»), которые оценивали макет наружной рекламы, размещённой в Волоколамске (Московская область).