8 800 201-50-52
Пн-Пт с 10:00 до 19:00

Стоит ли показывать кредиторам хрен?

 

Формирование в рекламе негативного отношения к кредиторам послужило основанием для большинства экспертов комитета по рассмотрению жалоб потребителей и обращений государственных органов, общественных организаций, служб мониторинга саморегулируемой организации «Ассоциация маркетинговой индустрии «Рекламный Совет» (СРО «АМИ «РС»), оценивавших спорную рекламу, поступившую из управления Федеральной антимонопольной службы (УФАС) России по Хабаровскому краю, признать рекламный ролик нарушающим требования законодательства.

Хабаровское УФАС при проведении контрольных мероприятий выявило распространение по одному из местных телеканалов рекламы юридических услуг «Финансово-правового бюро» следующего содержания:

«Кредиторы требуют капусту, а вы показываете им хрен! За это они хотят вам дать в тыкву! Звоните, поможем! Финансово-правовое бюро. 27-02-02. Кабачок кому-нибудь нужен?»

Хабаровские антимонопольщики в соответствии с действующим соглашением о сотрудничестве обратились в СРО «АМИ «РС» с просьбой дать оценку рекламному ролику на наличие/отсутствие признаков нарушения части 6 статьи 5 ФЗ «О рекламе» (см. «Справку»).

К работе было привлечено семь членов комитета по рассмотрению жалоб (КРЖ) Ассоциации «Рекламный Совет». Большинством голосов эксперты увидели в данном ролике нарушения части 6 статьи 5 закона о рекламе, равно как и ряда других норм. Вот чем они руководствовались.

Использование эвфемизмов в рекламе не является нарушением законодательства о государственном языке и соответственно, закона о рекламе, отметили специалисты КРЖ. Главная же проблема этого рекламного ролика (и многих ему подобных) – оскорбление по признаку профессии/виду деятельности, то есть формирование негативного отношения к такой категории, как кредиторы – и физические лица, и организации: предлагается «показывать им хрен», то есть совершать унижающие их действия; предполагается, что в ответ на это кредиторы захотят прибегнуть к противоправному насилию. Таким образом в рекламе нарушаются требования и части 6 статьи 5, и пункта 2 части 2 этой же статьи (см. «Справку»). Помимо этого, эксперты СРО «АМИ «РС» отметили, что рекламодатель преднамеренно создаёт впечатление, что невыплата долгов по кредитам при использовании его услуг может обойтись без негативных последствий для должника, что противоречит требованиям части 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе».

Также один из членов КРЖ, оценивавших рекламный ролик «Финансово-правового бюро», высказал мнение, что использование жаргонизмов хрен (ничего), тыква (голова) и капуста (деньги) представляет собой нарушение части 11 статьи 5 закона о рекламе (см. «Справку»), а именно: использование в рекламе лексем, не соответствующих нормам государственного языка.

Выводы экспертов КРЖ Ассоциации «Рекламный Совет» доведены до сведения Хабаровского УФАС.

Справка

Согласно пункту 2 части 2 статьи 5 ФЗ «О рекламе» недобросовестной признаётся реклама, которая порочит честь, достоинство или деловую репутацию лица, в том числе конкурента.

В силу части 6 статьи 5 в рекламе не допускается использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений, в том числе в отношении пола, расы, национальности, профессии, социальной категории, возраста, языка человека и гражданина, официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов), религиозных символов, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также объектов культурного наследия, включённых в Список всемирного наследия.

В соответствии с частью 7 статьи 5 не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Согласно части 11 статьи 5 при производстве, размещении и распространении рекламы должны соблюдаться требования законодательства Российской Федерации, в том числе требования гражданского законодательства, законодательства о государственном языке Российской Федерации.

(Соб. инф.)

Формирование в рекламе негативного отношения к кредиторам послужило основанием для большинства экспертов комитета по рассмотрению жалоб потребителей и обращений государственных органов, общественных организаций, служб мониторинга саморегулируемой организации «Ассоциация маркетинговой индустрии «Рекламный Совет» (СРО «АМИ «РС»), оценивавших спорную рекламу, поступившую из управления Федеральной антимонопольной службы (УФАС) России по Хабаровскому краю, признать рекламный ролик нарушающим требования законодательства.