+7 921 094 54 55
Пн-Пт с 10:00 до 19:00

«ТРИЦ» – УФАС: кто прав? Эксперты призадумались…

 

Нарушило ли МБУ «Телерадиоинформационный центр» (ТРИЦ) из Республики Коми требование закона о рекламе или нет, выясняли эксперты комитета по рассмотрению жалоб потребителей и обращений государственных органов, общественных организаций, служб мониторинга саморегулируемой организации «Ассоциация маркетинговой индустрии «Рекламный совет» (СРО «АМИ «РС»).

Управление Федеральной антимонопольной службы (УФАС) России по Республике Коми заподозрило «ТРИЦ» в нарушении части 10 статьи 14 ФЗ «О рекламе», которая гласит:

«Иные телепередачи, в том числе художественные фильмы, могут прерываться рекламой таким образом, чтобы продолжительность каждого прерывания указанных телепередач рекламой не превышала четыре минуты».

3 декабря прошлого года в эфире «Пятого канала» шла местная программа «Акцент. Событие» общей продолжительностью 22 минуты и 1 секунда. В ней было размещено семь рекламных сюжетов, суммарно на 8 минут и 6 секунд.

Рекламодатель, МБУ «ТРИЦ», полагает, что в данном случае не имело место прерывание рекламой телепрограммы, поскольку реклама размещалась после основных материалов программы «Акцент. Событие» в виде рекламных сюжетов (репортажей), они не прерывали новостные сюжеты, целостность транслируемой информации не нарушали, а после окончания рекламы других информационных сюжетов не было.

Чтобы выяснить, кто здесь прав, а кто нет, антимонопольный орган, помятуя о заключённом с СРО «АМИ «РС» соглашении о взаимодействии, попросил экспертов комитета по жалобам ответить на ряд вопросов и вынести свой вердикт. 

Специалистов комитета спросили: имеет ли место в рассматриваемом случае прерывание телепрограммы рекламой; если да, то усматривается ли в здесь нарушение части 10 статьи 14 ФЗ «О рекламе»; есть ли другие нарушения рекламного законодательства?

Эксперты – а их в оценке участвовало 10 – не были в своих ответах едины. Так, шесть из 10 посчитали, что прерывания передачи рекламой нет; восемь не нашли нарушений части 10 статьи 14; шестеро не увидело иных нарушений закона о рекламе.

Вот какие мнения высказывались.

Исходя из предоставленных материалов, можно сделать вывод, что реклама не прерывала программу, а была её органичной частью, выполненной в форме сюжетов, адаптированных и оформленных под формат самой программы «Акцент. Событие». Такая подача рекламной информации не является прерыванием. При этом, поскольку сюжеты шли с пометкой «на правах рекламы», то рекламораспространитель добросовестно исполнил требования закона о рекламе (а именно части 1 статьи 14) о маркировке рекламных материалов, отделив их от редакционного материала. Получается, что передача состояла из двух чётко разделённых блоков – «Акцент. Событие» и «Акцент. Событие. На правах рекламы».

Часть экспертов посчитала, что для того, чтобы дать квалифицированный и юридически обоснованный ответ, нужно больше информации. В частности, рекламный блок включался в новостную программу либо это рекламный блок канала между программами, каков объём рекламы в течение часа эфирного времени, в рамках которого распространялся этот рекламный блок, и т.п. 

Что касается иных нарушений рекламного законодательства, то, по мнению большинства экспертов, какие-то выводы можно сделать, лишь получив запись эфира за весь астрономический час. Так, по норме закона разрешено не более 12 рекламных минут в часе при том, что за сутки в среднем должно быть не более 9 минут в час (то есть, если в прайм-тайм канал поставил 12-минутный блок, то ночью он должен поставить 6-минутный).

Те эксперты, которые признали, что в рассматриваемом случае всё-таки есть признаки нарушения ФЗ «О рекламе», сослались на то, что реклама должна быть идентифицирована либо как спонсорская, либо как реклама в блоке прямой рекламы, а не подаваться под видом информационных материалов. 

В итоге большинством голосов членов комитета по жалобам СРО «АМИ «РС» было определено, что нарушений положений ФЗ «О рекламе» не выявлено. О чём и было уведомлено Коми УФАС.

Важно отметить, что это не первый случай в практике экспертов, когда рассматривается вопрос об идентификации рекламных сообщений в информационных программах. На заседании комитета по рассмотрению жалоб потребителей и обращений государственных органов СРО «АМИ «РС» говорилось о том, что необходимы конкретные разъяснения, в том числе для сотрудников телевидения, как, обеспечивая объективность информирования о жизни региона, не допускать распространения рекламных материалов, которые могут восприниматься потребителем как информационные. Возможно, что эти разъяснения помогут сократить число подобных обращений.

(Соб. инф.)

 

Вниманию потребителей рекламы!

Комитет по рассмотрению жалоб и обращений при первой в России саморегулируемой организации в области рекламы Ассоциации «Рекламный совет» действует с мая 2019 года. Для того, чтобы высказать свою претензию на недобросовестную рекламу, можно воспользоваться специальным доменом «реклама-жалоба.рф», с которого вы попадаете на страницу сайта СРО «АМИ «РС», где необходимо заполнить форму обращения с претензией. Также можно послать письмо с претензией на рекламу по адресу: Россия, Санкт-Петербург, 199226, а/я 38, или позвонить по телефону (812) 321-26-54, по которому окажут содействие в оформлении претензии.