Эксперты комитета по рассмотрению жалоб потребителей и обращений государственных органов, общественных организаций, служб мониторинга саморегулируемой организации «Ассоциация маркетинговой индустрии «Рекламный Совет» (СРО «АМИ «РС») без труда восстановили намеренно пропущенную рекламодателями букву «ж» в слове «урожай» и посчитали, что реклама фитнес-клуба нарушает закон.
Минувшим летом в Московской области в городе Чехове на Московской улице напротив ТЦ «Карнавал» появилась вот такая реклама:
«THE LIFE. СОБЕРИ УРО…АЙ ЭТИМ ЛЕТОМ В THE LIFE»
с изображением обнажённых женских ягодиц. В управление Федеральной антимонопольной службы (УФАС) России по Московской области поступила жалоба на эту рекламу как на непристойную. В свою очередь, антимонопольщики в соответствии с заключённым с Ассоциацией «Рекламный Совет» соглашением о взаимодействии попросили экспертов комитета по жалобам СРО высказать мнение, есть ли в данном случае признаки нарушения части 6 статьи 5 ФЗ «О рекламе», в силу которой
«в рекламе не допускается использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений, в том числе в отношении пола, расы, национальности, профессии, социальной категории, возраста, языка человека и гражданина, официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов), религиозных символов, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также объектов культурного наследия, включённых в Список всемирного наследия».
К оценке спорной рекламы были привлечены пять квалифицированных экспертов ассоциации. Они единодушно признали, что в рекламе фитнес-клуба используются оскорбительные и/или непристойные образы, сравнения и/или выражения, что безусловно нарушает требования части 6 статьи 5 закона о рекламе. Увидели они здесь и противоречия с нормами Российского кодекса практики рекламы и маркетинговых коммуникаций и Кодекса рекламы и маркетинговых коммуникаций Международной торговой палаты (МТП).
Как подчеркнули члены комитета по жалобам СРО «АМИ «РС», в соответствии с частью 6 статьи 5 ФЗ «О рекламе» «не допускается использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений, в том числе в отношении пола». В спорной рекламе представлено визуальное соединение слова «уро..ай» с изображением женских ягодиц. Любой мало-мальски знакомый с русским языком без труда восстановит намеренно пропущенную рекламодателями букву «ж» в слове «урожай» на основе, как выразились эксперты ассоциации, «актуализации в сознании этого человека такого словесного обозначения ягодиц, которое в словарях русского языка признаётся грубым словом, также имеющим во многих контекстах и бранное значение».
Кроме того, полагают в комитете по жалобам СРО, использованный в рекламе визуальный приём является проявлением психологического механизма объективации женщин (как одного из видов дегуманизации). Он нарушает нормы этических кодексов: Российского кодекса практики рекламы и маркетинговых коммуникаций (статья 4 «Общепринятые нормы морали и нравственности») и Кодекса рекламы и маркетинговых коммуникаций МТП (статья 3 «Порядочность»).
Выводы экспертов СРО «АМИ «РС» отправлены в Московское областное УФАС, где примут решение о возможном возбуждении дела из-за признаком нарушения требований рекламного законодательства.
(Соб. инф.)