10 февраля 2020 года
Первое: в Петербурге представлены все составные части рекламной индустрии в виде индустриальных объединений: рекламные агентства (рекламопроизводители), рекламораспространители (медиа и наружная реклама), рекламодатели.
Второе: в Петербурге накоплен большой опыт саморегулирования в рекламе, в том числе посредством успешной многолетней работы Общественного совета по рекламе Санкт-Петербурга.
Итог: в Петербурге существовала хорошая возможность объединить в одну структуру рекламодателей, рекламораспространителей и агентства (рекламопроизводителей), что необходимо для создания СРО.
На данном этапе стояли две основные задачи:
– создать СРО в отдельно взятом регионе и совершить необходимые действия по её регистрации и организации работы (создана Ассоциация маркетинговой индустрии «Рекламный Совет», она зарегистрирована Минюстом РФ и включена в Реестр саморегулируемых организаций);
– в результате процесса развития саморегулирования в пилотном субъекте разработать нормативно-правовую базу деятельности СРО, включая вопросы членства, взносов, организации функционально-специализированных органов СРО.
Главным итогом развития саморегулирования в пилотном субъекте является формирование структуры регионального СРО (прилагается), выработка документной базы для формирования представительств, отработка системы мотиваций для участников СРО, а также отработка функционирования комитета по рассмотрению жалоб потребителей и системы взаимодействия с государственными и общественными организациями.
В результате работы по привлечению членов СРО из петербургских участников индустрии, взаимодействия с членами СРО, проведения серии мероприятий стало возможным прийти к выводу, что участие в СРО даёт следующие преимущества участникам рынка:
– возможность участия в принятии важных для индустрии решений на федеральном и муниципальном уровнях;
– возможность получения дополнительных коммуникаций, расширение взаимовыгодных контактов;
– возможность борьбы с недобросовестными государственными закупками, конкурсами и коммерческими тендерами;
– предотвращение конфликтных ситуаций с Федеральной антимонопольной службой России и её территориальными управлениями посредством оперативного реагирования на жалобы граждан;
– возможность получения предварительных консультаций по рекламе от экспертов СРО;
– возможность влияния на недобросовестных конкурентов;
– возможность решения вопросов с подрядчиками или с клиентами в случае возникновения противоречий по поводу добросовестности исполнения контрактов.
В Санкт-Петербурге на сегодняшний день имеются реальные положительные кейсы практически по каждому из пунктов. С учётом интересов участников рекламного рынка разрабатывается система мотивации объединения в СРО на региональном уровне.
В начале работы по развитию саморегулирования в пилотном субъекте одним из важных вопросов стала проблема вовлечения в деятельность СРО рекламодателей, представителей малого и среднего бизнеса, в связи с тем, что профессиональные объединения рекламодателей в регионах отсутствуют. В результате взаимодействия с бизнес-сообществом были определены и апробированы в Санкт-Петербурге следующие возможные пути решения этой задачи:
– включение в состав СРО в сфере рекламы профессиональных (отраслевых) объединений, включая СРО (в Санкт-Петербурге налажено эффективное взаимодействие с СРО “Ассоциация “Объединение строителей Санкт-Петербурга”);
– взаимодействие с региональными торгово-промышленными палатами или другими бизнес-объединениями (в Санкт-Петербурге в состав СРО по линии СПб ТПП вошло 10 рекламодателей; в филиале в Нижнем Новгороде – два члена от Нижегородской ТПП и в Великом Новгороде — 2 члена от Новгородского Союза предпринимателей).
Вопросом, который волновал и волнует потенциальных участников СРО, естественно, является вопрос размера взносов, которые должен платить участник СРО. Важно, чтобы максимальное число участников рынка проявило бы свою социальную ответственность, тогда саморегулирование может заработать реально, и объём недостоверной рекламы может свестись практически к нулю.
Изначально определялось, что одна из задач СРО – поддержка профессиональных индустриальных объединений, повышение их роли в жизни участников рекламного рынка. Размер взноса, который уплачивают члены различных объединений самостоятельно или из уже оплаченных взносов, не должен быть обременительным и
способствовать привлечению в СРО максимального числа участников рекламной индустрии. Кроме того, если участники рынка платят взносы в индустриальные, профильные объединения, в том числе и для их поддержки, то большой дополнительный взнос для вступления в СРО вряд ли является целесообразным. Таким образом в результате сформирована система взносов для различных участников СРО.
В процессе деятельности СРО в пилотном субъекте разработаны различные варианты соглашений о взаимодействий с государственными и общественными организациями. В частности, заключены соглашения с администрацией Санкт-Петербурга в лице Комитета по печати и взаимодействию со СМИ, Санкт-Петербургским УФАС России, Уполномоченными по правам ребёнка и по защите прав предпринимателей, с Союзом потребителей и другие. Они предполагают со стороны СРО проведение экспертиз, содействие в разработке и оценке социальной рекламы (для комитета по печати), канализацию обращений потребителей непосредственно в СРО, участие в формировании стандартов и законодательных инициатив, совместную работу по привлечению рекламодателей в деятельность СРО. Варианты данных соглашений могут являться шаблонами для заключения их в регионах при создании филиалов СРО.
На федеральном уровне принято решение о том, что сферой деятельности СРО является формирование этических стандартов, предотвращение появления и распространения рекламы, признаваемой компетентным органом СРО недобросовестной, и иные вопросы, связанные с задачей сокращения недобросовестной рекламы. При этом СРО не вмешивается в деятельность индустриальных объединений, а оказывает им содействие. Это связано с тем, что индустриальными вопросами и разработкой стандартов занимаются федеральные профессиональные объединения. Как показала практика, на региональном (муниципальном) уровне СРО может (и должна) заниматься всеми проблемами регионального рынка рекламы, которые беспокоят его участников, так как сильных и влиятельных профессиональных индустриальных объединений на региональном уровне, как правило, нет, и региональное СРО может стать влиятельным органом, который совместно с имеющимися ассоциациями может полноценно защищать интересы индустрии в целом.
В 2019 году в СРО был создан и в настоящее время эффективно функционирует комитет по рассмотрению жалоб потребителей и обращений государственных и общественных организаций. Он начал активно действовать с мая 2019 года, за прошедшее время рассмотрено свыше 50 обращений и запросов более чем из 10 регионов страны, в основном касающихся этических сторон рекламы, использования непристойных образов, оскорбительных выражений. Это свидетельствует о том, что налажен контакт по рассмотрению обращений с ФАС России и её территориальными управлениями.
Следующая важнейшая задача – организация работы по прямому приёму жалоб и обращений, главным образом через официальный сайт СРО.
Процесс развития саморегулирования в пилотном субъекте – Санкт-Петербурге предстоит продолжать и далее, в частности:
– осуществлять развитие комитета по рассмотрению жалоб граждан и обращений государственных органов, отрабатывая механизм взаимодействия как с заявителем, так и с объектом жалобы;
– провести очное заседание комитета по рассмотрению жалоб граждан и обращений государственных органов, на котором обсудить текущую практику, возникающие вопросы, утвердить положение и регламенты;
– разработать и провести в Санкт-Петербурге в апреле – мае 2020 года рекламную и информационную кампании по продвижению СРО в среде потребителей с целью переадресации жалоб потребителей (жителей) непосредственно в СРО;
– создать рабочую группу по разработке и формированию данной рекламной кампании;
– создать рабочую группу по обобщению опыта развития саморегулирования в пилотном субъекте и подготовке рекомендаций для продвижения саморегулирования на федеральном и региональном уровнях;
– подвести итоги следующего этапа развития саморегулирования в пилотном субъекте, в том числе результатов рекламной кампании, в июне 2020 года.